Главная страница > Статьи > Открытое письмо Министру образования и науки Российской Федерации по проекту нового макета Госстандарта от Председателя отделения по философии, политологии и религиоведению УМО классического университетского образования проф. Миронова




 


 





 

 

 

 

 







Новые статьи

Открытое письмо Министру образования и науки Российской Федерации по проекту нового макета Госстандарта от Председателя отделения по философии, политологии и религиоведению УМО классического университетского образования проф. Миронова

Автор: В.В. Миронов
По материалам сайта: www.philos.msu.ru

Министру образования и науки Российской Федерации Фурсенко А. А. Глубокоуважаемый Андрей Александрович!

В отделение философии, политологии и религиоведению УМО по классическому университетскому образованию поступило письмо за подписью Л.С. Гребнева от 15. 04. 04 г. с проектом макета Госстандарта на подготовку бакалавров-специалистов и магистров-специалистов, разработанного под руководством В.Д. Шадрикова. Данный стандарт в своих общих принципах затрагивает целый ряд гуманитарных и естественнонаучных специальностей и является значительным шагом назад, по сравнению даже с двумя предыдущими и может резко понизить качество высшего образования. Реализация представленного стандарта приведет к фактической ликвидации преподавания философии в ВУЗах. В проекте нового макета Госстандарта на бакалавра-специалиста сказано, что "вводить специализации в рамках бакалаврской подготовки представляется нецелесообразным" (стр. 18). Это означает, что преподавание на данной ступени будет сведено лишь к общим курсам. По некоторым отраслям образования возможно его сужение и сведение к ступени бакалавра (некоторые инженерные, экономическим, управленческие и др. дисциплины), хотя и здесь это идет в разрез нашим российским традициям, всегда дающим специалисту достаточно широкое образование. Что касается фундаментальных (университетских) дисциплин, как естественнонаучных, так и гуманитарных, то при отсутствии специализации в конкретной области данной науки, студенты будут получать лишь общее знание, что означает разрушение принципа фундаментальности, необходимо связанного с ранней специализацией. В этом случае сам принцип кафедральной специализации будет разрушен, и неизбежно встанет вопрос о ненужности кафедр на факультетах.

Подразумевается, что специализированное образование студенты будут получать на ступени «магистра». Однако, за два полных учебных года, которые отводятся на данную ступень это не осуществимо в принципе, даже если иметь ввиду количество часов, отводимых для дипломированных специалистов по нынешнему стандарту. Предлагаемый макет усугубляет данную ситуацию, отводя на всю специализацию магистров 1362 часа, из которых 300 часов уйдет на подготовку квалификационной работы. То есть, на кафедральную специализацию из оставшихся часов предлагается отвести не более 60%. Это дает 600 ч. аудиторной и самостоятельной работы. При этом по проекту у магистров "объем аудиторных занятий студента при очной форме обучения не должен превышать в среднем за период теоретического обучения 20 академических часов в неделю" (стр. 42), то есть два дня в неделю по пять пар. Таким образом, если сейчас у дипломированного специалиста при общем объеме подготовки около 8000 ч., примерно 500-700 ч. (в зависимости от специальности) уходит на кафедральную специализацию, то по новому проекту у магистра при общем объеме 10098 ч. (стр. 16) на кафедральную подготовку будет отводиться всего лишь 200 ч. аудиторных занятий.

В ныне действующем Госстандарте в блоке ГСЭ выделены как обязательные 4 дисциплины – иностранный язык, физическая культура, философия и история отечества. В проекте же предлагается оставить в качестве обязательных лишь две первые дисциплины, философия и история Отечества из числа обязательных дисциплин исключаются.

Таким образом, предлагаемые проекты фактически ликвидируют в стране подготовку специалистов как таковую, так как специалист определяется именно кафедральной специализацией, а высшая школа, не готовящая специалистов, теряет свой смысл. Будет подорван принцип, сочетающий в рамках кафедры учебную, воспитательную и научную работу со студентами. А это означает, наряду с вышесказанным, потерю самого процесса формирования научных школ, чем всегда славилось университетское образование. Что касается непосредственно философии, то наша практика лицензирования открытия специальностей и направлений показывает, что в стране нет достаточного количества специалистов по логике, истории философии, философии и методологии науки, философским проблемам конкретных дисциплин (содержание последних двух дисциплин с 2005 года будет входить в программы аспирантских кандидатских экзаменов). За 200 часов аудиторных занятий в магистратуре подготовить соответствующие кадры невозможно.

Содержание проекта, относящееся к вопросам социально-гуманитарного образования, не выдерживают критики. Утверждается, что гуманитарные и социальные дисциплины формируют социально-личностные компетенции будущего специалиста. Однако авторы готовы включить в качестве обязательных в социально-гуманитарный цикл лишь две дисциплины – иностранный язык и физическую культуру. На них отводится 80% учебного времени. При всём уважении к этим предметам заметим, что в большинстве западных университетов иностранный язык вообще является необязательной дисциплиной, а частным делом студента, что не мешает так организовать учебный процесс, что как раз иностранный язык там знают практически все.

Не может быть законченного высшего образования без философского образования, так как именно философия задает мировоззренческие ориентиры, дает наиболее общий взгляд на окружающий мир, на структуру знания, дает представление о методологии познавательного процесса, что является необходимым элементом становления гражданина, ученого и личности.

Ссылка на то, что в западных вузах нет философии как обязательной дисциплины, по меньшей мере, не точны. В ряде стран, таких как Германия, она преподается и в большом количестве часов в гимназиях (это 12 или 13 годы обучения в школах), что соответствует возрасту российских студентов 1-2 курса; в той же Германии для прохождения образования по гуманитарным факультетам вы обязаны два года проучиться на философском факультете; во Франции философия является необходимым предметом для поступления на гуманитарные факультеты, необходимо предшествуя профессиональному образованию; в Италии философия введена в вузы и т.д.

Отказ от преподавания философии в вузах, а именно к этому фактически ведет принятие данного макета двухступенчатого образования, противоречит последним решениям Министерства образования и науки о введении с 2005 г. в качестве кандидатского экзамена по философии науки, который не может быть освоен без предварительного изучения общего курса философии. Иное дело, что необходимо четко определить, что основной базой для подготовки соответствующих кадров, которые могли бы читать эти курсы, как и ранее, должны быть философские факультеты классических университетов. Противопоставление в проекте "компетентностного" подхода традиционному квалификационному выглядит надуманным. Компетенция должна основываться на квалификации и дополнять её, а не отрицать.

Отделение по философии, политологии и религиоведению УМО (решение согласовано со всеми философскими факультетами России, крупнейшими кафедрами философии, включая соответствующие МГУ) считает:

1. Признать данный макет неудовлетворительным, не отвечающим задачам повышения качества образования и разрушающим российскую систему подготовки специалистов, основанную на освоении фундаментальных научных знаний. Считаем, что обсуждение макета недопустимо без консультации с УМО классических университетов и ведущими специалистами в соответствующей области.

2. Предлагаем в новом макете Госстандарта сохранить подготовку дипломированных специалистов, по крайней мере на философских факультетах классических университетов.

3. Предусмотреть, что кафедральная специализация на ступени бакалавра-специалиста должна составлять не менее 500 ч. аудиторных занятий, что совместно с 200 ч. кафедральных аудиторных занятий в магистратуре позволит в конечном итоге выпускать именно магистров-специалистов.

4. Необходимо в цикле ГСЭ на ступени бакалавров-специалистов предусмотреть в качестве обязательной дисциплины курс философии и указать часы, которые на этот курс должны быть выделены – не менее 200 ч. Преподавание философии как обязательного предмета на ступени подготовки бакалавра-специалиста позволяет достигнуть полноты и целостности гуманитарного знания и формировать личность, владеющую навыками и умениями, предусмотренным образовательным стандартом. Отсутствие же философской подготовки на данной ступени делает неэффективным изучение остальных гуманитарных дисциплин.

5. Необходимо дать право Ученым Советам наиболее известных классических университетов самим выбирать форму подготовки специалистов.


Председатель отделения по философии, политологии
и религиоведению УМО классического
университетского образования
В.В. Миронов




   
© 2002-2024
Планета образования
www.planetaedu.ru
Ваши предложения мы ждем по электронной почте
webmaster@planetaedu.ru
и по телефону: +7 (495) 545 63 67
Размещение рекламы
info@planetaedu.ru
Телефон: +7 (495) 545 63 67
Renew Design Сделано в Renew