Город Москва
Историческая справка Институт начинает свою историю с 1949 года, когда постановлением Политбюро ЦК ВКП(б) была создана Высшая школа криптографов, а при механико-математическом факультете Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова постановлением Совета Министров СССР - закрытое отделение. В дальнейшем объединившись они трансформировались в технический факультет Высшей школы КГБ СССР им. Ф.Э.Дзержинского.
Создавая Всероссийскую чрезвычайную комиссию по борьбе с контрреволюцией, саботажем и преступлениями по должности при СНК РСФСР, руководство страны считало это временной мерой, направленной против контрреволюционных выступлений внутри государства. Но действительность сломала планы правительства и потребовала самого серьезного внимания к организации и укреплению не только армии, но и других силовых структур, в том числе и органов госбезопасности.
В то время как процесс комплектования и подготовки кадров в армии набирал силу, перед ВЧК встал серьезный вопрос подбора сотрудников. Возглавили Комиссию революционеры-профессионалы (Ф.Э. Дзержинский, М.С. Кедров, И.К. Ксенофонтов, М.Я. Лацис, В.Р. Менжинский, Я.Х. Петерс, В.В.Фомин и др.), имевшие большой опыт борьбы с царским политическим сыском, знавшие, что такое слежка, аресты, побеги из тюрем и ссылок. Воинские подразделения ВЧК также состояли из профессиональных военных либо из людей, получивших боевой и служебный опыт в годы Первой мировой войны. Оперативные подразделения и службы начинали «с чистого листа».
Трудности в подборе оперативного состава и следователей заключались в том, что сразу после революции новая власть категорически отвергала опыт деятельности Департамента полиции, Отдельного корпуса жандармов, других бывших правоохранительных органов, исключала возможность использования их сотрудников, а также форм и методов борьбы с политическими противниками.
В ЧК направлялись рабочие, крестьяне, солдаты и матросы, идейно убежденные, преданные делу революции, но не имевшие, как правило, даже примерного представления о своей будущей профессии. Крайне невысоким был у них и общеобразовательный уровень. Подготовка многих сотрудников началась с ликвидации неграмотности. Это не было какой-то кратковременной кампанией, работа велась постоянно. В губчека были созданы кружки и школы, проводились индивидуальные занятия.
Политическая, военная и оперативная обстановка в стране постоянно осложнялась. Стало ясно, что о ликвидации ВЧК как временной организации говорить было рано. Шла Гражданская война, усиливалась разруха, контрреволюция перешла от открытых к скрытым, тайным, формам борьбы с Советской властью. Соответственно расширялись сферы чекистской деятельности, создавались новые структуры, повышались и усложнялись требования к сотрудникам.
При назначении чекистов на конкретную должность все чаще учитывалось наличие у них специальных знаний и навыков, необходимых на предстоящем участке работы. Ф.Э. Дзержинский отмечал, что, например, уполномоченный по политическим партиям обязан хорошо знать программы различных партий; в состав комиссий по религиозным делам необходимо включать лиц, знакомых со спецификой ведения следствия по делам верующих; в транспортных органах обязательно наличие знаний военного дела и железнодорожных правил. В «Инструкции следователям чрезвычайных комиссий по борьбе с контрреволюцией и спекуляцией» подчеркивалось, что следователи должны иметь юридическое образование и обладать такими личными качествами, как выдержка, вежливость, корректность, а главное - наблюдательность.
Особое внимание уделялось подбору руководителей, которые должны были быть более подготовленными, образованными, глубже понимать сущность политики партии, обладать организаторскими способностями, навыками работы в коллективе и с коллективом.
Возрастающие требования к профессиональным и личным качествам оперативного состава и руководителей не могли быть реализованы только в процессе практической деятельности. Особенно это касалось разведывательной, контрразведывательной и юридической подготовки. Нужны были специальные учебные заведения с четкой системой обучения и повышения квалификации чекистских кадров.
Серьезным шагом в создании системы подготовки чекистских кадров было открытие курсов ВЧК. Впервые этот вопрос был обсужден Коллегией 5 апреля 1918 г. Члены Коллегии высказались за образование специальных курсов для разведчиков и комиссаров с привлечением к преподаванию на них опытных руководителей.
Открытие курсов ВЧК состоялось в сентябре 1918 г. Их слушателями стали сотрудники чрезвычайных комиссий, которые в большинстве своем уже получили политическую и профессиональную подготовку в губернских и областных отделах ЧК, а также партийные и советские работники. В принятом Положении об инструкторских курсах при ВЧК отмечалось, что они должны готовить заведующих отделами ЧК, следователей, комиссаров, разведчиков и организаторов-инструкторов.
Был разработан учебный план, предусматривавший чтение лекций, проведение практических и военных занятий.
Первыми учебными пособиями чекистов стали подготовленные в 1918 г. документы, регламентировавшие обязанности и права сотрудников ВЧК: «Инструкция следователям ВЧК», «Инструкция для следователей и комиссаров дежурных отделов», «Инструкция по борьбе со спекуляцией», «Обязанности работающих по политическому розыску», «Правила производства дознания», «Инструкция для наружного наблюдения разведчика», «Краткие указания для ведения разведки», «Инструкция пограничным ЧК и комиссарам Комиссии по борьбе с контрреволюцией и спекуляцией» и др.
К проведению занятий привлекались руководящие сотрудники и члены Коллегии ВЧК.
Окончание Гражданской войны, переход к НЭПу потребовали коренной перестройки всей системы подготовки чекистов. Учитывая важность повышения уровня подготовки кадров, Ф.Э. Дзержинский писал: «Прошли те времена, когда мы противопоставляли контрреволюции только беззаветную чекистскую смелость и большевистскую преданность. Теперь к этим ценным качествам необходимо добавить хорошую выучку, образованность, отличное знание своего дела».
В первую очередь было признано целесообразным увеличить срок обучения на курсах до трех месяцев, установить на них постоянные штат и структуру.
Контактная информация 117602, г. Москва, Мичуринский проспект, 70,
телефон: (495) 931-10-11
Web: http://www.academy.fsb.ru/
|
|
|