|
|
|
||||||||
МВА дистанционно в вузах Москвы Автор: Татьяна Антропова МВА дистанционно в вузах Москвы Большое видится на расстоянии. Теми же расстояниями проверяют большое и глубокое чувство. Но на пути к бизнес-знаниям географическая удаленность не подмога и не точильный камень, который заостряет пытливый ум, а почти непреодолимое препятствие. Эту проблему многие бизнес-школы пытаются решить с помощью дистанционного образования и обучают своих слушателей через интернет. Cухой остаток В США по программам дистанционного образования сегодня обучаются около одного миллиона студентов, 32% американцев (по данным опроса Opinion Research Corporation International) предпочитают Интернет очному и заочному обучению, а 39% считают, что Интернет сделает аудитории ненужными. Среди российских граждан умение пользоваться интернет-технологиями еще не так развито, но рынок потенциальных потребителей distance learning (дистанционного образования, ДО) огромен. Конечно, есть люди, для которых учеба - это непременно аудиторные занятия. Однако, как показывают исследования, как минимум 80% учащихся могут воспринимать учебные материалы в любой форме. Это означает, что большинство людей способны учиться дистанционно. Елена Скуратова, заместитель начальника отдела интернет-проектов по маркетингу и продажам «Группы Ренессанс Страхование», слушатель «Классической бизнес-школы»: «Не поворачивается у меня язык назвать обучение через Интернет дистанционным. Интернет, на мой взгляд, это совершенно новый и перспективный вид обучения для занятых людей. Четкая организация обучения в Интернете, а также система контроля дала мне хороший «сухой остаток» после прохождения курса, знания, может быть, даже лучше, чем после прохождения курса устных лекций. Прежде всего, весь материал курса, в том числе замечания преподавателя, были сохранены и распечатаны, ни одной мысли, ни одной идеи не пропало даром. Дистанционное обучение через Интернет дает преимущество приобретать знания тогда, когда в них есть потребность и есть время для обучения». Есть и другая, противоположная точка зрения. Дмитрий Изместьев, директор «Сетевой академии ЛАНИТ»: «Дистанционное обучение не очень эффективно даже для IT-специалистов. Большинство из них предпочитают учиться в классе. И это профессионалы, которые не испытывают трудностей в общении с компьютером. Как и в случае очного обучения, здесь важны личности инструкторов, репутация учебного центра, а также вопросы удобства интерфейса и наличие всевозможных инноваций». Нази Сачинава, координатор программы МВА Moscow University Touro, ищет истину посередине между двумя крайностями: «Наш университет в Нью-Йорке располагает высокотехнологичной distanсе learning. Однако студенты МВА в Москве предпочитают очное обучение, а дистанционно берут некоторые курсы. На мой взгляд, эффективность дистанционного обучения ниже очного хотя бы потому, что завести интересные знакомства и связи на расстоянии маловероятно. Я рассматриваю применение технологий как еще один инструмент в арсенале традиционных форм обучения. Как в России, так и в США, есть преподаватели, которые не приемлют IT, используют только классические методы обучения, доску и мел. А есть те, которые, даже работая в аудитории, дают свой курс (графики, таблицы, теоретические выкладки) через монитор компьютера. Студентам приходиться смотреть не на доску, а в компьютер. Кому-то из студентов такой высокотехнологический подход не нравится, хотя преподаватель так же отвечает на вопросы и ведет дискуссию. Другие - в полном восторге». В погоне за мечтой В России сейчас около десяти бизнес-школ, занимающихся дистанционным образованием: МЭСИ, Классическая бизнес-школа (КБШ), ЛИНК и т.д. Очевидных лидеров пока выделить сложно. Школы бизнеса предлагают дистанционно как отдельные курсы, так и программы МВА целиком. Наиболее востребованными в distance learning, как у нас в России, так и на Западе, являются курсы иностранного языка, бизнес-программы и курсы по подготовке IT-специалистов. Технологии, которые применяются в distance learning, можно разбить на три группы, при этом Интернет не всегда играет ведущую роль. Например, кейс-технология основана на самостоятельном изучении печатных и мультимедийных учебно-методических материалов, предоставляемых студенту в форме кейса. В кейс-технологии важную роль играют нечастые, но все-таки очные встречи студентов с преподавателями. Вторая группа обучающих технологий - широковещательные видео- или аудио-конференции. Студенты в определенный день приходят в зал, где транслируется конференция или семинар, проходящий в это время, например, в Нью-Йорке. Американские студенты в это же время могут видеть наших и общаться с ними, а наши, сoответственно, с американскими. Третья технология - е-learning (или сетевая технология). В данном случае в обучении используются компьютерные обучающие программы и электронные учебники. Слушатели получают доступ к материалам через Интернет или интранет (локальную сеть). Будущее дистанционного образования - создание виртуального обучающего пространства, где в режиме реального времени проводятся дискуссии, конференции, тренинги - все то, без чего книжное знание остается мертвой истиной. Но мы-то активными формами обучения и без ДО не были избалованы, поэтому отсутствие оных и в очном обучении как трагедию не воспринимаем. Создание виртуального обучающего пространства дело очень дорогое, и позволить себе это могут только крупнейшие корпорации (IBM, Oracle) либо университетские объединения. Например, такую программу разрабатывает Стэнфорд вместе с Чикагским и Колумбийским университетами, Лондонской школой экономики и политических наук. E-learning в российских бизнес-школах выглядит примерно следующим образом. Слушатель получает имя для входа в систему и пароль. Заходит на сайт интерактивной бизнес-школы, вводит запрашиваемые данные и попадает на мини-сайт курса. «Материал представлен в виде Web-страничек, организованных в общую структуру, - рассказывает Елена Скуратова. - Сверху расположено меню, основные пункты которого - «сведения о курсе», «материал курса», «глоссарий», «форум», «обратная связь», «контроль знаний», «библиотека». Каждая тема изложена последовательно, с рисунками, графиками, ссылками, позволяющими получить доступ к дополнительному материалу. В любой момент можно зайти в раздел «форум» и задать уточняющие вопросы преподавателю, пообщаться с другими слушателями курса, в раздел «глоссарий», чтобы уточнить значение терминов и т.д. В конце каждой темы слушатель переходит на страницу контроля. По пройденной теме обычно предлагается написать эссе на одну из выбранных тем либо предложить свою тему и согласовать ее с преподавателем. Кроме этого, нужно ответить на вопросы в интерактивной системе тестирования, где последовательно выдаются вопросы с вариантами ответов, счет идет на время, каждый ответ оценивается по одному баллу. После сдачи работы и получения как минимум удовлетворительной оценки можно переходить к следующему разделу. Русские расстояния В большинстве дистанционных программ вышеперечисленные технологии используются в разных пропорциях вместе с традиционными формами обучения. Где-то такие дистанционные технологии только поддерживают очные встречи преподавателей и студентов, а в других играют ключевую роль при обучении. Владимир Туманов, директор МВА Международного института менеджмента ЛИНК: «Основные компоненты Открытого дистанционного обучения (ОДО ЛИНК) - активные очные занятия (тьюториалы), проходящие примерно раз в месяц, изучение интерактивных учебников и написание письменных работ. А технологиям в ЛИНК отводится поддерживающая роль: компьютерные программы дают обзор курса и тесты для самопроверки. Слушатели МВА участвуют в электронных конференциях со студентами из разных стран в режиме on-line. По объему усвоенного на МВА-программе ЛИНК на интернет-конференции приходится лишь 10%, 20% - это тьюториалы». На программе МВА Высшей коммерческой школы (ВКШ), а также на программе «Проектирование электронного бизнеса» и Международной магистерской программе «Развитие человеческих ресурсов» МЭСИ наоборот: сетевые технологии играют ключевую роль в distance learning. Михаил Толпышкин, директор дистанционной программы МВА Высшей коммерческой школы: «Наша система интерактивного обучения через Интернет имеет коренные отличия от традиционных форм дистанционного обучения, когда слушатель получает по почте набор учебных материалов, а затем самостоятельно их изучает и приезжает на очные сессии. Наши слушатели могут изучать дистанционный курс через Интернет, причем постоянный доступ в Интернет не требуется. Учебные материалы слушатели могут скачивать с сайта школы на переносные компьютеры и изучать их в режиме электронных книг в самолете, в автомобиле, на отдыхе - словом, там, где им это удобно. Все те, кто не имел возможности участвовать в дискуссии и присоединился позднее, могут найти пропущенный материал в архивах, а также разместить там свой комментарий». Наталья Дмитриевская, директор Института повышения квалификации МЭСИ: «Сетевая технология, которая используется в МЭСИ, заключается в том, что обучение и сдача промежуточных и итоговых тестов происходит в режиме on-line и off-line. Так, слушательница международной магистерской программы «Развитие человеческих ресурсов» приезжала в МЭСИ только один раз на вводное занятие и за учебной литературой. Училась она параллельно с очной группой, выполняла все те же задания, но общение с ней происходило через специализированный сайт Teletop (физически он находится в Голландии и у нас с партнерами общий доступ к нему)». Во многих программах distanсе learning, которые предполагают выдачу диплома, студенты сдают экзамены очно. Михаил Толпышкин: «Очно студенты сдают только Госэкзамены. Это своеобразная форма контроля: нам нужно быть уверенными, что мы выдаем диплом именно тому человеку, который у нас учился». В других случаях детальный контроль за успеваемостью слушателей осуществляется дистанционно, с помощью сетевых технологий. Нази Сачинава: «Программой фиксируется время, которое студент затратил на изучение темы, на подготовку ответов по тестам и индивидуальным заданиям, а также то, как часто он участвовал в конференциях и сколько раз обращался с вопросами к преподавателю. Вся эта информация о прохождении студентом обучения дублируется и хранится в администрации учебного заведения. На виртуальной доске вывешиваются результаты по каждому выполненному студентом заданию и его финальный балл. При этом студент может видеть только свои собственные оценки». Хорошая дистанционная программа серьезно отличается от своего очного собрата, это не просто копия обычной программы, записанная на электронный носитель. Кирилл Кузнецов, преподаватель программы «Проектирование электронного бизнеса» МЭСИ: «Чтобы стать эффективным в электронном формате, бумажный учебник (или курс лекций) должен быть максимально «обезвожен», четко структурирован и должен сопровождаться максимально большим числом конкретных примеров. Для контроля прохождения курса слушателем автор должен разработать сбалансированный тест с контрольными вопросами, а также с вариантами ответов на них. Автору необходимо определить оптимальный набор гиперссылок, который не запутывал бы студента, а помогал ему». Одно из главных требований к дистанционной программе - хорошо налаженная обратная связь. Петр Калошин, ректор Классической бизнес-школы, считает, что вникать в учебный материал большого объема один на один трудно даже взрослому человеку: мотивация к чтению быстро падает. Поэтому самое главное в distanсе learning - это обратная связь. Ведь то, что человек прочитал и что автор курса имел в виду, нередко абсолютно разные вещи. Чтобы стать эффективным в электронном формате, бумажный учебник (или курс лекций) должен быть максимально «обезвожен», четко структурирован и должен сопровождаться максимально большим числом конкретных примеров. Автор должен разработать сбалансированный тест с контрольными вопросами, а также с вариантами ответов на них. Необходимо определить оптимальный набор гиперссылок, который не запутывал бы студента, а помогал ему. Pro и contra У дистанционного образования есть как преимущества, так и недостатки. От «дистанционного» студента требуется очень сильное желание учиться и способность организовать себя. При этом distanсе learning позволяет преподавателю «вести» каждого студента по индивидуальному плану, подбрасывать индивидуальные задания и дополнительный материал. При этом студент работает в свободное время, например дома - в теплых домашних тапочках, за чашкой чая. Маневренность во времени есть не только у студентов, но и у преподавателя, что позволяет директорам программ привлечь к преподаванию большее число специалистов-практиков и зарубежных преподавателей. Дмитрий Кандауров, финансовый директор «Сакс-2000», слушатель МВА Высшей коммерческой школы: «На очные лекции необходимо отпрашиваться у начальства, объяснять причину отсутствия. Я знаю, что некоторые вынуждены даже скрывать то, что учатся. Учась дистанционно, я вправе управлять своим временем: могу сделать задание, когда мне удобно. И если я должен отправиться в командировку, это тоже не влияет на учебу. Находясь за сотни километров от Москвы, я все равно включен в учебный процесс. А если у меня случилось что-то экстремальное, например «завал» на работе, всегда есть возможность связаться с преподавателем и перенести сроки сдачи экзамена». Елена Скуратова: «Конференции on-line могут успешно заменить живые обсуждения кейсов и проектов в группе студентов МВА при условии, что студенты имеют доступ к компьютеру и элементарные навыки on-line общения. Когда мысль прописываешь, а не проговариваешь, это дает возможность дополнительно еще более тщательно ее продумать». У студентов дистанционной программы есть возможность не подстраиваться под начало курса, а начать обучение, когда есть возможность. Кира Шершунова, маркетолог компании «Алюминивые конструкции», слушатель МВА Высшей коммерческой школы: «Присоединившись в феврале к группе, которая занималась уже два месяца, быстро нагнала ее, просиживая за компьютером немного больше времени по выходным. Приятно и то, что отстающие не тянут назад всю группу: тот, кто быстрее других изучает тему, переходит к следующему курсу программы независимо от остальных». Ахиллесова пята дистанционного образования - плохое качество связи по Интернету. Такая проблема существует не только в России - везде. Прибавьте сюда разницу во времени, ведь на таких программах учатся слушатели не только из разных городов, но и из разных стран. Григорий Ермаков, руководитель московского отдела продаж крупной торгово-промышленной компании, слушатель МВА ТУРО: «Когда лектор стоит перед тобой, есть возможность переспросить, уточнить и т.д. В дистанционном обучении такой возможности нет. В лучшем случае ответ приходил на следующий день. Это, наверное, и было труднее всего принять!» Psy-фактор Несмотря ни на что, встречи с преподавателями и сокурсниками - незаменимая вещь в бизнес-обучении. В distanсе learning «живое» общение заменяют чаты, конференции, виртуальные классы. Вопрос в том, насколько полноценна такая замена. Кто-то считает это возможным, а кто-то - нет. Технологии, по словам Петра Калошина, являются лишь вспомогательной формой организации общения студентов с преподавателями и другими студентами между очными сессиями: «Во время очных сессий студенты сдают экзамены, преподаватели читают установочные лекции по предметам следующего семестра и дают индивидуальные задания. Что интересно, даже студенты-москвичи предпочитают эти две недели пожить в нашей гостинице, чтобы вживую пообщаться с однокурсниками». Григорий Ермаков, руководитель московского отдела продаж крупной торгово-промышленной компании, слушатель программы МВА Московского университета Туро: «Никакие чаты не заменят живого общения - это мое твердое убеждение. Тем, кто работает с живыми людьми, нужен такой же «живой» очный курс. Определенные плюсы все же есть, например, вся группа одновременно может высказываться по какому-то вопросу, что невозможно сделать в классе, так как там «живая очередь», а также то, что ты можешь зайти в виртуальный класс когда угодно и где угодно!» Еще одна проблема. «Отсутствие личного контакта с преподавателем, необходимость жесткого самоконтроля, без всяких «ну, это я сделаю на той недельке» приводит к тому, что иногда студенты отказываются от продолжения обучения, - говорит Кирилл Кузнецов. - В моей практике такое случалось, к сожалению, неоднократно. Еще одно следствие этой проблемы - не все студенты воспринимают дистанционное обучение серьезно». Наталья Дмитриевская: «И у наших голландских партнеров, и у нас есть дистанционные слушатели. Многие из них вполне успешны. Но надо сразу оговориться, что в Европе уже сформировалась интернет-культура, слушатели готовы действительно учиться, вкладывать много времени, активно общаться с преподавателем по электронной почте, учиться во многом автономно, руководствуясь инструкцией, размещенной на сайте. Как показывает практика, наши, российские слушатели к этому еще не готовы. Нужен определенный период времени, который уйдет на формирование необходимых навыков самостоятельного обучения с использованием интернет-технологий». Но, несмотря на привычку решать и обсуждать вопросы face to face, многие считают, что за дистанционным обучением будущее. Хотя как тут не вспомнить Ильфа и Петрова, сказавших: «Столько лет человечество мечтало: вот найдут способ мгновенной связи на любом расстоянии, - и наступит счастье. Наконец изобрели радио. А счастья нет как нет!» Казалось бы, изобрели дистанционное образование, и все должны перестать ездить за тридевять земель, чтобы получить престижный диплом. Ан нет: кому-то дистанционное обучение нравится, а кто-то до сих пор предпочитает очное. Причем некоторые из «дистанционщиков» вообще комплексуют, что закончили именно дистанционный вариант программы: очное образование престижнее. | ||||
|
|