|
|
|
||||||||
Креативный пиар или пропиаренный креатив? Автор: Дмитрий Бородин По материалам доклада Дмитрия Бородина, советника управляющего партнера, партнера PR-агентства «Михайлов и партнеры» на конференции «Креатив: технология или искусство», проведенной журналом «Со-Общение» Что такое креативное
решение? Кто такие креаторы? Впервые понятие креативности появилось в 60-х годах, хотя до этого считалось, что нет корреляции между интеллектом и креативностью. Тогда же была разработана теория двух мышлений. 1. Конвергентное мышление, которое измерялось тестом IQ, и в этом типе мышления нет креативных задач. 2. Вергентное мышление. Здесь ставятся другие задачи, которые имеют множество решений. У этих задач другая технология решения, и с ними мы сталкиваемся чаще. Я хочу рассказать о шкалах креативности, о самом креативном человеке и дать ему краткую характеристику. 1. Беглость и гибкость. Эти характеристики измеряются. Чтобы измерить скорость появления нестандартных идей человеку, например, задают вопрос о том, что можно делать простой шариковой ручкой. Через полчаса считают, сколько и у кого появилось идей. Все исследователи креативности находят корреляцию между ней и техническими характеристиками. Злой, негуманный человек механистического склада ума не может быть креативным. Креативные люди склонны к психофизическому истощению. Эти люди устают не так, как другие. Креативный человек зачастую не рождает идею целиком, а выстраивает целостное решение вокруг случайно появившейся детали. Креативные люди очень продуктивны. Все, что они говорят, можно использовать на практике. Эти люди никогда не ругают чужую точку зрения, но защищают свою и настаивают на ее правильности. У этих людей есть черта — они «тугоухи» к материальности. Например, банкир говорит: я столько работаю с деньгами, что они звучат для меня как музыка. Люди, которые не могут подняться над своей профессией в другое осмысление, как правило, не креативны. 2. Развитое эстетическое чувство. 3. Открытость ума и высокая доверчивость. Люди с такой характеристикой обычно доверяют таким же фантазерам. С одной стороны, это хорошо — они умеют слушать. С другой — ими легко управлять из-за их компенсаторной недоверчивости. Эти люди чувствуют проблему по-другому (в разнообразии). В формулировке задачи есть много вещей, которые ускользают от обычного человека. Они устойчивы к ситуации неопределенности и ведут себя там очень конструктивно. Обычный человек в неопределенной ситуации начинает тревожиться и пытается найти из нее выход. Эти люди очень сильно сопротивляются культуре, поэтому они носят нетрадиционную одежду и так далее. Креативные люди очень хорошо работают с ограниченным ресурсом. У них развитое воображение. Они ведут себя очень уверенно. Креативный человек, который стесняется, — не креативный человек. Очень часто эти люди демонстрируют высокую андрогинию. В равной степени они демонстрируют женские и мужские качества. Как это все работает в мозге? Область сознания работает в простой причинно-следственной связи, поэтому с помощью сознания мы считаем и так далее. Иногда сознание забрасывает информацию в область бессознательного. Когда работает сознание, задействовано 6 нейронов нашего мозга, все остальное — бессознательное. Сознание может одновременно удерживать контроль над 9 процессами, после — приходится обращаться к бессознательному. Между сознательными и бессознательным существует малоизученная граница. Креатив — это не единственный процесс, который обращается к бессознательному. Например, навык вождения постепенно вытесняется в бессознательное. Система поиска в бессознательном сводится к стимульно-реакционной модели. Более широкую мозговую деятельность имеет интуиция. Здесь работают не просто нейронные цепочки, а целые области. У человека работающего в одной сфере информация вытесняется в бессознательное, и только при наличии проницательного барьера между сознательным и бессознательным этот человек может выдавать интуитивные решения. Единственный способ проверить, будет ли креативное решение работать, — это обратиться к интуиции. Когда работает креативность, мы предполагаем, что она задействует все отрасли бессознательного, и в это время мозг использует сложный и непонятный инструмент. У креативных людей работает положительная обратная связь, в этом они похожи на наркоманов. От креативного решения люди получают большое социальное подкрепление, а на химическом уровне — эндоморфин. В процессе решения тратится много бессознательного, поэтому после творческого процесса остается чувство опустошенности — невроз. Как же происходит креативный акт? Для бессознательного рождения какого-либо любого нового решения креативщику нужно время, которое у каждого свое. Сознание не может сразу получить это решение из-за барьера, и нужно приложить некоторые усилия для того, чтобы вытащить его, однако все креативщики обладают врожденной способностью к этому. После, с полученным решением, человек начинает работать с помощью сознания. После креативной работы человеку требуется время на восстановление и социальная поддержка. РАН открыло, что высоко креативные люди не умеют справляться с простыми задачами — им нельзя поручить сделать 2 звонка или просто свести 3 людей. Дети очень креативны, поэтому на Западе участниками мозговых штурмов являются подростки. Но продуктивность и реализуемость этих идей зависит от величины интеллекта в IQ. Однако чтобы узнать креативную величину человека, мало прогнать его через тест Джонсона. В нашем распоряжении есть много мыслительных инструментов. Используя сознание, навыки, интуицию и креативность, мы, по сути, используем технологию. Креативность — это единственная вещь, которая позволяет достигать нового уровня и ценностей, потому что никакой другой тип мышления не создает нового. Я попытался проанализировать, как все устроено в нашей компании, какие способы усиления наших идей и решений мы используем. Как минимум есть два всемирно известных метода мозгового штурма. Первый заключается в том, что перед группой людей ставится задача, различные решения которой они находят, а второй — это способ объединения определенного количества креативных людей под конкретную задачу. Долгое время у нас работал клуб таких людей, в состав которого входили дизайнеры, журналисты, пиарщики и рекламщики, которые часто встречались для решения производственных задач. Если таковых не было, они просто решали любые интересные задачи, которые мог предложить каждый. И этому клубу мы обязаны многими решениями. Существуют более сложные способы создания креативности, например, с использованием особых состояний. В нашей практике был случай, когда крупная финансовая компания создавала паевые фонды, которые должны были работать по всей стране. Их проблема заключалась в том, что они не могли выбрать себе название. У них возникла идея назвать свои филиалы по именам крупных рек, и они обратились к нам с просьбой проверить правильность своего решения. Я попросил своего друга заняться этим вопросом. Он собрал группу людей и, введя их в состояние гипноза, попросил их назвать ассоциации со словом «Волга». Ассоциации людей не были связаны ни с машиной «Волга», ни с рекой. Первые ассоциации, которые назвала группа, были — «плохая экология». После этого вся концепция была снята. Продуктивным способом повышения креатива является спешка в принятии решений. Когда вы даете группе задачу на создание решения, необходимо обозначить время, а потом несколько раз переносить его на более поздний срок. Тогда будет очень много креативных идей. С нашей точки зрения, самая продуктивная форма использования креатива — это согласование документов. Это выяснилось в процессе подготовки этого доклада, до этого мы не знали, что эти вещи сопоставимы. Процесс использования креатива начинается с того, что рабочая группа собирает информацию, придумывает идею, формулирует предложение и создает документ. Прежде чем попасть к клиенту, этот документ по иерархической системе компании проходит через разных людей. Когда этот документ попадает к руководителю и ему креатив не нравится, он вносит свои поправки, замечания, дает рекомендации и отправляет документ на доработку. Рабочая группа переделывает его и отдает следующему руководителю, через 5–6 кругов клиент получает документ, который со всех сторон «оброс» креативом. Чтобы сделать использование креатива еще более продуктивным, можно снизить требования к обычному мышлению, однако при этом снизится качество управляемости. Существуют компании, в которых весь упор делается на креативность, при этом очень низкие требования к вступлениям и менеджерским составляющим. Там царит очень странная, не особо вольная атмосфера, которая, однако, окупается за счет принятия сильных решений. Если же для деятельности вашей компании нужна креативность, то следует сделать так, чтобы креативный человек чувствовал себя нужным и никто бы не показывал на него пальцем и не говорил, что он ничего не делает. Не так давно были опрошены 270 крупнейших инвестиционных банкиров. Задавался вопрос «Что для вас является решающим?». На позицию выше, чем показатель «доля рынка», шли такие показатели как «репутация и новация» (суть креативного явления), «способность привлекать талантливых людей» и «качество корпоративной стратегии». Кроме того, существует общий список нематериальных активов для оценки стоимости компании. И согласно ему, если раньше оценка давалась по бизнес-плану, по расчету, то теперь большое значение имеет корпоративная стратегия; если раньше была важна репутация, укорененная в веках, то сейчас главное — это умение работать с этой репутацией. | ||||
|
|