|
|
|
||||||||
Краткое введение в МВА Автор: Алексей ОНЧУКОВ начальник отдела маркетинга Высшей школы международного бизнеса АНХ при Правительстве РФ Об МВА вообще и о российских МВА знают уже многие. СМИ часто делают профильные обзоры, но еще чаще при личных встречах люди просят дать целостную картину, некое введение. Обо всем за один раз не скажешь, а потому – коротко. МВА: обозначим уровень На МВА не приходят ради коллекционирования дипломов «про запас». На МВА приходят, когда осознается необходимость обобщить и систематизировать собственный управленческий опыт (то есть изначально предполагается, что такой опыт у человека есть), когда формируется потребность в фундаментальной базе знаний для укрепления и расширения бизнеса (если бизнес – свой) или для упрочения собственных позиций и карьерной динамики, если речь идет о наемном работнике. Этот тезис базируется на двух составляющих. С одной стороны, от программы МВА, как уже существующей, так и разрабатываемой, официально требуется, чтобы ее будущий выпускник владел знаниями и практическими навыками, достаточными для того, чтобы, в частности: • анализировать сильные и слабые стороны предприятия в конкурентной среде, вырабатывать на этой основе стратегию фирмы и уметь организовать ее внедрение; • • анализировать структуру предприятия и ее соответствие внешним и внутренним условиям деятельности, осуществлять распределение полномочий, делегирования ответственности и реализовывать современные формы контроля; • эффективно управлять персоналом; • планировать и организовывать маркетинговые функции и мероприятия в увязке со стратегией предприятия и на оперативном уровне; • формировать и реализовывать дивидендную и инвестиционную политику, осуществлять анализ, выбор и реализацию инвестиционных проектов, осуществлять комплексное оперативное управление оборотными средствами и краткосрочными обязательствами предприятия; и многое другое на таком же высоком уровне. И большинство ныне проводящихся российских программ МВА, прошедших проверку временем и рыночной средой, именно такую - комплексную, ориентированную на практику подготовку (можно сказать «доводку») бизнес-управленцев и проводят. Вот почему было бы наивным предполагать, что на такую программу можно прийти в самом начале своей карьеры в надежде «выучиться на начальника». С другой стороны, этот высокий уровень подтверждается качественным составом аудитории программ МВА в известных бизнес-школах. Многих интересует – «а кто будет учиться вместе со мной, в какой компании я окажусь»? Компания, как правило, достойная: до 80% слушателей – это состоявшиеся бизнесмены и ведущие специалисты крупных (и не очень) компаний, как российских, так и совместных. Возрастной диапазон – от 25 до 45 (а порой и до 50). По первому образованию – инженеры, военные, музыканты, медики, переводчики… И экономисты. Казалось бы, они уже имеют изначальное преимущество в бизнесе перед, например, филологами, а тем не менее многие хотят «отшлифовать» свой профессионализм. И когда почти пять лет назад мы вывели на рынок отдельную программу МВА – с возможностью перезачета ранее пройденных дисциплин – то очень скоро задумались об ограничении спроса. А сейчас аналогичные программы предлагаются и некоторыми другими крупными школами. Такая аудитория сама для себя дает еще один плюс: происходит ежедневный и оперативный обмен опытом в среде уже достаточно компетентных людей. Вообще - в хорошей школе бизнеса слушатели учатся не только у профессоров, но и друг у друга. И, кстати, фактор «полезные деловые связи» становится в последнее время одним из главных при принятии решения о бизнес-обучении. Высокий уровень задается и высокими входными требованиями: необходимо проходить собеседования, тестирования, предоставлять рекомендательные письма. А в наиболее известных российских бизнес-школах при поступлении– конкурс. И хотя четкий и всем понятный отборочный механизм школы еще только разрабатывают, претендентов на обучение по долгосрочным программам, прежде всего по программам МВА, бывает в 1,5-2 раза больше, чем школы бизнеса планируют принять. И это при том, что все очень официально и строго: лицензии, аккредитации, государственные дипломы, отчисления за неуспеваемость и пропуски, выпускная работа на 70 страниц и госэкзамен… О бытовавшем когда-то мнении «принес деньги – и все в порядке» можно забыть. Здравый смысл во многом восторжествовал, и можно говорить о балансе: должного уровня продукт предлагается достаточно четко определенной целевой аудитории, а аудитория востребует продукт с определенным набором характеристик, свидетельствующем о высоком уровне. Программа МВА: что внутри? А внутри – блоки дисциплин, отражающие различные аспекты деятельности компании на рынке. Есть и обязательные, базовые дисциплины – их наличие предопределено фундаментальностью такого образования. Многие блоки предписаны государственными требованиями, названия этих блоков звучат в разных программах почти одинаково, оттого сами программы кажутся похожими. На самом деле двух совершенно одинаковых программ на рынке не найти. Почти все отечественные школы проводят МВА не просто, а со специализациями, а в некоторых есть еще и такая категория – «курсы по выбору», т.е. возможность самостоятельно формировать индивидуальный учебный план. Это и есть пример того самого «сближения обучения с практикой», о котором так много – и совершенно справедливо – говорилось. Ведь в свой учебный план можно включить дисциплины, наиболее близко тематически совпадающие как с актуальной проблематикой своей компании, так и с прицелом на перспективу. Специализацию совсем не обязательно выбирать в точном соответствии с профилем своей нынешней деятельности. Например, «Маркетинг»: в небольшой компании гендиректор может сам маркетологом и не быть, но должен уметь в соответствии со спецификой грамотно поставить задачу отделу маркетинга и знать, когда и за что именно с отдела спросить. А индивидуализация обучения на некоторых программах дошла уже до того, что и вне зависимости от выбранной специализации слушатель имел бы возможность включить маркетинговые составляющие в свой индивидуальный учебный план. А состоявшимся в управлении бизнесом людям – слушателям МВА - присуща деловая хватка, так что, помимо знаний, их интересуют и практические резоны в бизнес-образовании. Поэтому, говоря об МВА, надо говорить о той пользе, которую слушатель / выпускник приносит своему бизнесу после обучения или даже в процессе обучения. Недаром же, если слушатель обучается по направлению компании, в которой он работает, тема дипломного проекта может быть рекомендована и официально утверждена руководством этой компании. Ведь дипломы пишутся на реальном материале – это может быть проект оптимизации деятельности одного или нескольких направлений работы компании, или обоснование вхождения компании на новый рынок, или отдельный коммерческий проект внутри компании и выпускник разрабатывает этот проект «под себя». То есть дипломы имеют реальную практическую пользу, даже двойную: за одни и те же деньги и за единый период времени компания получает и подготовленного руководителя и аналитический продукт, который при заказе на стороне, во-первых, стоил бы несравнимо дороже, а во-вторых, внедрялся бы дольше и тяжелее. Ну а когда владелец компании проделывает такую работу для себя , то это и понятно – ведь именно для себя. Так что творчески адаптировать содержание программы МВА к интересам своего бизнеса и своей карьеры в бизнесе – это уже забота самого выпускника. У разных людей это получается по-разному. Но на вопрос выпускной анкеты – не напрасно ли были потрачены время, деньги, усилия – 97% выпускников МВА традиционно отвечают: не напрасно. Их логика разумна: накопление профессионального опыта плюс соответствующее дополнительное образование равно рост потенциала бизнеса и рост своего личного потенциала в бизнесе. Вот такая формула карьеры. По материалам журнала "Формула карьеры" | ||||
|
|