Главная страница > Статьи > Особенности электронного обучения в западных университетах




 


 





 

 

 

 

 







Новые статьи

Особенности электронного обучения в западных университетах


Джеф Мунен (Jef Moonen), факультет Образовательных технологий, Университет Твенте (University of Twente), Нидерланды

Постановка вопроса


Большинство западных университетов в настоящее время предоставляют услуги онлайн-обучения преимущественно с использованием веб-интерфейса. На вопрос «Зачем?», самый распространенный ответ таков: «Мы не можем не делать так, как поступают все». Хотя специфика ситуации в каждом конкретном случае влияет на принятие решения, главной причиной может быть нежелание потерять студентов, обучающихся дистанционно. Кроме того, большинство университетов желает выйти на новые образовательные рынки, привлекая тех, кто ранее не рассматривал возможность обучения по университетским программам.

Таким образом, экономические причины доминируют в обосновании e-Learning проектов. Среди других важных факторов можно назвать улучшение качества и рост эффективности обучения, однако университетам необходимо пройти длинный путь, прежде чем будет достигнут реальный прирост по этим показателям.

В целом все согласны, что инвестиции в e-Learning необходимы. Но окупятся они не сразу. Однако косвенным образом лица, принимающие решения, сравнивают затраты на проект с потенциальной прибылью. Так преподаватели сопоставляют потраченное время и вложенные усилия с возможной оплатой. И получается, что скорость возврата инвестиций влияет на процесс принятия решения, даже если такой задачи и не ставится перед вовлеченными в проект лицами.

В этой статье приведен анализ причин внедрения e-Learning проектов в университетах в контексте общего подхода к управлению инновациями в образовании. Хотя материал сфокусирован на университетских e-Learning проектах, те же принципы применимы и к школьному обучению.

Инновации и разработка

Повсеместное внедрение в университете e-Learning подхода – это такая же инновационная деятельность, как изменение среды обучения. Оба аспекта должны быть приняты во внимание при переходе от традиционной системы к электронной. Существует огромное количество литературы по образовательным инновациям. Главными факторами успеха таких нововведений называются вовлечение и поддержка университетского руководства, общая культура учебного заведения.

Технологический рывок – один из главных инициаторов перемен. У. Бэйтс обозначил 12 важнейших аспектов управления технологическими изменениями:
1. Важность университетского виденья;
2. Стратегии вовлечения;
3. Новые модели обучения;
4. Невмешательство в планирование;
5. Проектный менеджмент;
6. Технологическая и кадровая инфраструктура;
7. Стратегия компьютерного доступа;
8. Поддержка факультетов и профессорско-преподавательского состава;
9. Финансирование;
10. Сотрудничество (консорциумы);
11. Новые организационные структуры;
12. Организационные модели.

Каждый из этих факторов важен, но в то же время их разноплановость иллюстрирует сложность данного процесса.

П. Фиссер предложил несколько иную трактовку и выделил 6 основных факторов, обусловливающих технологические изменения:

1. Давление внешней среды (новый рынок, работающие студенты, «пожизненное» обучение и т.д.);
2. Технологическое развитие;
3. Университетские условия;
4. Развитие образования;
5. Снижение затрат и их эффективность;
6. Инфраструктура поддержки.

Идентификация перечисленных факторов – один из элементов самого процесса изменений. Построение стратегии внедрения с четко выраженными фазами улучшит контроль над проектом. Не стоит также забывать и о политике поддержки новых технологий.

Взгляд с точки зрения разработчика помогает лучше понять процессы, лежащие в основе изменений. Сам подход к разработке может фокусироваться на главных результатах такой деятельности - новых продуктах и процессах. Процесс разработки проекта можно разделить на три этапа: соглашение, постановка задач, внедрение. На этапе соглашения все участники согласовывают спецификации и определяют суть разработки. Главными факторами здесь являются состояние внешней среды, культура организации университета, предыдущий опыт внедрения подобных продуктов. Как только достигается соглашение, общие спецификации становятся отправной точкой для создания продуктов и процессов на этапе задач, результатом которого, в свою очередь, являются разработанные продукты и процессы (преимущественно в формате, пригодном для адаптирования на этапе внедрения). Важнейшая особенность данного подхода заключается в определении главных участников на каждом из трех обозначенных этапов, а также лиц, принимающих ключевые решения на основании установленных критериев.

Факторы, стимулирующие внедрение e-Learning

Внедрение e-Learning проектов (сначала посредством электронной почты) стало практиковаться более десяти лет назад, в основном благодаря частным инициативам сотрудников факультетов. В дальнейшем e-Learning очень быстро приобретал популярность у руководства вузов. Был проведен опрос лиц, принимающих решения о внедрении подобных проектов. В результате стали очевидными три основные причины создания e-Learning курсов в университетах: боязнь потерять студентов (экономический аргумент), стремление улучшить качество обучения (качественный аргумент), желание увеличить эффективность работы университета (аргумент эффективности).

Акценты, сделанные участниками опроса, зависели от функций, возложенных на них. Руководители делали упор на экономический аргумент, тогда как преподаватели и студенты говорили об улучшении качества. Все участники e-Learning проектов, включая студентов, заинтересованы в их эффективности, но каждый со своей точки зрения: руководство заботится об укреплении финансовой базы университета, преподаватели желают снизить учебную нагрузку, а студенты - минимизировать время на прохождение курса. Интересно, что ни один из опрашиваемых не был уверен в реальном повышении эффективности в будущем.

Главный критерий успеха проекта - наличие стимулов для участников. Эти стимулы могут быть сформулированы в общем виде в зависимости от места каждого участника в данном процессе. Для руководства университета основной целью внедрения e-Learning является стабилизация работы и, желательно, укрепление финансовой базы. Для преподавателя важно быть включенным в процесс изменений. Студент же ожидает улучшения качества обучения и увеличения его эффективности.

В перспективе каждый из участников ожидает ощутимых преимуществ. Только преподаватели и студенты хотят получить воспользоваться ими как можно скорее, в то время как руководство университета принимает во внимание и отдаленные перспективы.

Основываясь на этих перспективах, обсуждение того, зачем и каким образом внедрять e-Learning, должно вестись в трех измерениях. Каждое из этих измерений, в свою очередь, состоит из трех компонентов:

1. Этапы разработки (соглашение, постановка задач, внедрение);
2. Аргументы и критерии для принятия решения (экономические, качества эффективности);
3. Главные категории участников (администрация, преподаватели, студенты).
Приведенная матрица 3х3х3 составляет основу дальнейшего анализа. В этой модели каждое сочетание компонентов должно быть проанализировано в виде конкретных шагов по внедрению и использованию e-Learning (компонент разработки) в соответствии с получаемыми преимуществами (компонент аргументации) для каждой категории участников (компонент участников).

Для упрощения данного анализа допустим, что основные усилия различных групп участников будут сконцентрированы на определенных направлениях. Так влияние руководства университета будет максимальным на этапе соглашений, когда нужно принимать решение о повсеместном внедрении e-Learning технологий в университете. Вклад преподавателей и разработчиков курсов будет очевиден на этапе задач, когда должны быть разработаны учебные материалы и определены основные процессы обучения. На этапе внедрения в процесс будут активно вовлекаться преподаватели и студенты, т.к. на этой стадии произведенные продукты и процессы будут использоваться на практике.

Поскольку статья ориентирована больше на перспективы внедрения e-Learning в университетах, а это в большей мере касается руководства, задействованного на этапе соглашений, то далее рассмотрим подробнее этот этап.

Деятельность на этапе соглашения

Действия, предпринятые на этапе соглашения, – это первый ответственный и значимый шаг в процессе изменений и инноваций. В результате лица, ответственные за принятие решений, должны дать мотивированный ответ на вопрос: «Для чего нам нужен e-Learning?».

Должны быть разработаны функциональные спецификации этапов, процессов и продуктов, которые будут использоваться при внедрении. Очень важно идентифицировать и согласовать показатели успешности: от легко измеримых финансовых показателей до таких условных показателей, как оценка влияния на общественное мнение.

Большинство университетов имеют (хотя бы на бумаге) общее представление об организационном видении и миссии (vision and mission). Видение по определению выражает основные взгляды руководства и организации в целом. Миссия обозначает главные направления работы и стратегические планы организации. Следует заметить, что в стратегических планах практически всех университетов явно присутствует использование новейших технологий в образовательном процессе. Например, в стратегическом плане Университета Эдита Кована (Австралия) сказано: «Для выполнения своей миссии Университет будет обеспечивать высокий уровень преподавания, используя новые образовательные и информационно-телекоммуникационные технологии». А Университет Южного Креста (также Австралия) в своем стратегическом плане онлайн-обучения прописывает: «Бюджетные ограничения приводят к убеждению, что развитие новых технологий заменит развитие физической инфраструктуры традиционного обучения. <…> Технологии онлайн-обучения вкладывают новые инструменты и методы в руки преподавателей и студентов Университета».

В видении и стратегических планах вуза должны присутствовать ясные и четкие методы оценки достижения намеченных целей. Это могут быть экономические методы оценки затрат или финансовой прибыли. Возможно также использование методов оценки качества и эффективности. Результат может быть выражен в достижении желаемых показателей производительности или коэффициента возврата на вложенные инвестиции (ROI)

Затраты и финансовая прибыль

Доход большинства университетов зависит от числа обучающихся там студентов. Вузы конкурируют между собой в основном ради привлечения новых студентов. Физическая и кадровая инфраструктура университетов создается на основе оценки количества слушателей. Когда их количество уменьшается, руководство воспринимает это как угрозу и реагирует, стремясь обеспечить стабильность, предсказуемость и выживаемость университетов в сложившейся ситуации. Объем государственного финансирования университетов в западных странах постоянно снижается. Но это не единственная проблема. В некоторых странах (например, в Японии) ожидается существенное повсеместное уменьшение числа студентов в ближайшем будущем. (В России ожидается то же самое с 2007 года в связи с «демографической дырой» – Прим. переводчика).

Для решения этих проблем университеты ищут новые рынки, стараясь привлечь студентов из числа лиц, не желавших или не имевших возможности получать университетское образование ранее. Необходимость получения основного образования в течение всей жизни или переквалификации развивает данный потенциал. Например, Педагогический Университет Хиого (Японии) расширяет свою деятельность за счет дистанционных форм обучения. На вопрос, зачем они это делают, вице-президент вуза ответил: «Чтобы выжить!».

Приведем еще примеры. На факультете образовательных технологий Университета Твенте (Нидерланды), внедрена электронная система управления обучением TeleTOP, которая используется как для традиционных форм обучения, так и для дистанционных. Подавляющее число австралийских университетов также используют e-Learning технологии для увеличения числа студентов.

Другой путь расширения притока студентов – выход университета на зарубежные рынки. В течение долгого времени здесь лидировали англоговорящие страны (Великобритания, США, Австралия). Однако сегодня активную деятельность по привлечению иностранных студентов ведут также европейские и японские университеты. Их услуги востребованы в основном слушателями из развивающихся стран, недовольными своей образовательной системой.
Сегодня университеты успешно формируют стратегические альянсы. Это дает определенный шанс малым или менее престижным учебным заведениям. Так Университет Твенте создал консорциум с другими европейскими партнерами; тридцать пять университетов в Киото (Япония) сформировали комитет для принятия мер по усилению их позиции на внутреннем и внешнем рынках; престижные американские университеты (Массачусетский технологический институт , Беркли, Стэнфорд, Британский и Колумбийский университеты и еще 22 вуза) предлагают свои дистанционные курсы в едином онлайновом каталоге.

Основная цель подобных мер состоит в увеличении числа слушателей для улучшения показателей бюджета, а также избежания реструктуризации или даже закрытия университетов.
Важным шагом является проведение тщательного мониторинга расходов и анализа прибыли и затрат при внедрении e-Learning проекта. Это необходимо в связи с тем, что финансовая выгода от открытия новых рынков и привлечения новых студентов очевидна и выражена в росте денежных поступлений. Однако университет должен принимать во внимание и затратную часть данных проектов, особенно когда внедряются новые методы обучения и информационные технологии. В секторе дистанционного образования достаточно хорошо изучены вопросы оценки явно выраженных затрат при проведении обучения. Но в секторе традиционного университетского образования осведомленность в этих вопросах достаточна низка, потому что персонал вузовских e-Learning проектов совмещает функции преподавателей, исследователей и разработчиков курсов. Многие университеты проводят смешанные (частично в очной форме, частично дистанционно - прим. переводчика) или двойные программы (когда один курс присутствует в традиционной и электронной формах - прим.переводчика ), но финансовые последствия этих программ остаются неизученным вопросом. Важным вопросом является целесообразность разделения учебных групп по форме обучения (очное, дистанционное, смешанное). Здесь возможно несколько решений. Например, на факультете Образовательных технологий Университета Твенте возможны все три варианта. Студенты могут варьировать форму обучения по различным дисциплинам на протяжении всего периода учебы. При этом стоимость обучения может также меняться.

В каком бы контексте ни рассматривали e-Learning, необходимость разработки новых моделей оценки затрат все возрастает. Но также необходимо оценить и выгоды от внедрения e-Learning проектов, а это гораздо более сложная задача.

При принятии решения о внедрении электронного обучения должны быть использованы критерии, позволяющие оценить вероятность успеха. На уровне руководства университета этими критериями являются затраты и выгоды от данного проекта, выраженные, например, в показателе возврата вложенных инвестиций (ROI). Однако в большинстве университетов зачастую отсутствуют достоверные данные для расчета подобных показателей, и руководство принимает решение, базируясь в основном только на основе веры в успех подобных проектов. Имеет ли данная вера под собой реальную основу или это беспочвенные спекуляции? Как в таком случае организовать процесс принятия решения?

Перевод А.Печенкина



   
© 2002-2024
Планета образования
www.planetaedu.ru
Ваши предложения мы ждем по электронной почте
webmaster@planetaedu.ru
и по телефону: +7 (495) 545 63 67
Размещение рекламы
info@planetaedu.ru
Телефон: +7 (495) 545 63 67
Renew Design Сделано в Renew