Главная страница > Статьи > Вопросы Интернет-образования




 


 





 

 

 

 

 







Новые статьи

Вопросы Интернет-образования

Автор: К.В.ШАПИРО

Уже более десяти лет мы с вами сражаемся на фронте внедрения передовых информационных технологий в образование. Не стихает дискуссия на страницах этого журнала. Всё время появляются новые идеи и рождаются новые проекты. Русскоязычный Интернет ширится. Растет даже качество ресурсов. Но в целом картина, наблюдаемая в массовой школе, практически не изменилась. Что происходит? Может быть, в данной области недостаточно новаторов и талантливых людей? Да вроде бы нет. Может быть, мы настолько технически отсталая страна, что передовые технологии не на чем внедрять? Такая точка зрения устарела по меньшей мере лет на пять. Так что же происходит? В данной статье мы попробуем отойти от привычных и набивших оскомину подходов и зададимся вопросами космического масштаба. Так как, на наш взгляд, только такой подход поможет не ответить, нет, осознать острейшие и актуальнейшие вопросы электронного, в том числе Интернет и дистанционного образования.

Вопрос первый. Что нового принес Интернет и информационно-компьютерные технологии в целом в систему образования?
Задай такой вопрос любому человеку, имеющему отношение к данной сфере, - и ты услышишь пространный ответ. Тома кандидатских диссертаций посвящены этому вопросу.

Приведем самые популярные мнения:
• ИКТ обеспечивают высокую степень наглядности;
• компьютерные технологии существенно упрощают вторичную обработку материалов;
• использование ИКТ позволило обеспечить элементарную стандартизацию документов ещё на стадии формирования первичных документов;
• Интернет позволил сделать размещаемые в нем материалы общедоступными;
• существенно увеличилась скорость передачи данных.

Но приведут ли перечисленные и оставленные за рамками перечисления изменения к революционным последствиям? Или изменятся лишь количественные параметры?

Вопреки русской традиции задавать вопросы и не отвечать на них, у авторов имеется вариант ответа. На наш взгляд, сколько не перечисляй преимуществ и осложнений, возникших от применения ИКТ в современном образовании, к революционным изменениям ведет только одно:

кардинальное изменение системы тиражирования знаний.
Многие века книга является основным носителем человеческого знания и одним из оснований человеческой культуры. Первые книги не сохранились до наших времён, и даже самые древние из имеющихся ныне в распоряжении человечества уже содержат ссылки на более ранние экземпляры. Но только с изобретением технологии книгопечатания книга перестала быть чудом, и превратилась в массово доступный источник знаний. Именно технология обеспечила процесс бурного обмена знаниями в цивилизованной части мирового пространства и как следствие этого - ускорение темпов научно-технического прогресса и развития общества в целом. Возникновение Интернета обеспечило переход к новой модели распространения знаний. Если в эпоху книгопечатания прорыв был обусловлен умножением носителей знания и их последующей отложенной доступностью для массового потребителя, то сегодня каждая единица знания может быть мгновенно и одномоментно доступна любому количеству потребителей.

Вопрос второй. Возможна ли глобализация дистанционного образования?
Сегодня каждое уважающее себя учебное заведение стремится обзавестись системой дистанционного образования. Создаются среды, разрабатывается контент. И некоторые вузы уже могут похвастаться тем, что их студенты на удаленных территориях получают посредством ДО высококачественное образование. Качества этого ещё, правда, толком не проверял, но тем не менее… Однако, пока ничего не слышно об интеграции систем хотя бы двух учреждений. В лучшем случае конкуренты переманивают друг у друга авторов, а в худшем крадут - курсы. Благо с авторским правом у нас не всё в стране в порядке.

Что же мешает участникам рынка ДО прочить связи? На наш взгляд, есть несколько непреодолимых на сегодня препятствий:
• неразвитость рынка интеллектуальной собственности.
Процесс обучения продается только лично из рук в руки, иначе украдут.
• процедура обучения регламентируется каждым учреждением на свой лад, вследствие чего обучающие попадают на время обучения в полную зависимость от конкретного учреждения и не могут полноценно использовать ресурсы другого источника. Иначе говоря, где бы и как бы ты не изучал предмет, сдавать экзамен ты будешь всё равно в своем вузе и строго по программе, придуманной преподавателем.
• отсутствует система универсальных измерителей уровня обученности.
Обучающийся не может самостоятельно оценить уровень владения материалом и достаточность этого уровня для занятий профессиональной деятельностью или продолжения образования.

Вопрос третий. Что лучше - универсальный общемировой стандарт обучения или система локальных школ? По стране победным маршем идёт Единый государственный экзамен. Дума тужится который год принять стандарты образования. Предположим, что всё это успешно реализовалось, и не в одной только России, а в мировом масштабе. Выиграет ли от этого система образования и конкретный учащийся? Будет ли это хорошо для мира? Единство требований к содержанию образования и общая (к тому же тестовая) система оценивания неизбежно приведет к унификации средств обучения.

Подобный ход эволюции образования может вполне привести к плачевному исходу. Цивилизация станет репродуцировать себя, избегая новых подходов, отбрасывая нетривиальные решения как ошибочные. Может быть, не стоит так стремиться к стандартизации обучения по всем параметрам? Может всё-таки оставить образовательным сообществам право самим определять способы и методы обучения. Может быть, нужно не регламентировать содержание образования, а научиться определять степень зрелости личности для выполнения той или иной социальной функции? Такой подход породит множество конкурирующих друг с другом локальных школ, находящихся в непрерывном поиске соответствия системы обучения и содержания образования меняющимся ожиданиям социума.

Вопрос четвертый. Как разрешить противоречие между дистанционностью образования и необходимостью очного экзамена? Если вопрос о том, как предоставить образовательную услугу дистанционно, сегодня худо-бедно решен, то вопрос: как проконтролировать личность обучаемого, однозначного ответа не имеет. Экзаменаторы и экзаменуемый оказываются так далеко друг от друга, что возможность организовать очный экзамен стремится к нулю. И это понятно, ведь мы говорим о дистанционном образовании. Можно ли найти выход из этой ситуации?

На наш взгляд, их даже два. Первый – это электронная цифровая подпись. Человек, ставя её, тем самым удостоверяет собственную личность и несет полную ответственность за подлог. В конце концов и на очный экзамен можно привести подставное лицо. Второй способ – создать единую систему выходного контроля. Тогда человек, приходя на экзамен в своем районном центре, просто указывает свое учебное заведение. Центр свидетельствует личность и направляет результаты экзамена в учебное заведение. Учебное заведение по этим результатам выдает документ об образовании.

Вопрос пятый, но не последний. Перекочуют ли все знания человечества в электронный формат, или часть мы растеряем?
Сегодня новая информация появляется с фантастической быстротой и сразу в электронном формате. За этой лавиной как-то не сразу заметно, что в её основу ложится лишь узкий пласт востребованной информации из всего огромного накопления человечества. Что делать со «старой» информацией? Наиболее расхожая её часть – классика – конечно же будет оцифрована. Но что произойдет с остальным? Сегодня никто не в состоянии предугадать, какая часть наследства доэлектронного человечества окажется ценной завтра. Не получится ли так, что в угаре скоростного обмена байтами, мы что-то забудем? И культура, если понимать её как результат умственной, преобразовательной и созидательной деятельности человека за все время его существования, обеднеет…



   
© 2002-2024
Планета образования
www.planetaedu.ru
Ваши предложения мы ждем по электронной почте
webmaster@planetaedu.ru
и по телефону: +7 (495) 545 63 67
Размещение рекламы
info@planetaedu.ru
Телефон: +7 (495) 545 63 67
Renew Design Сделано в Renew