|
|
Состояние и развитие дистанционного образования в мире. Перспективы развития дистанционного образования
Автор: Овсянников В.И.
Дистанционное образование
Дистанционное образование (ДО) общепризнанно как образование XXI века. Это образование для постиндустриального общества. Его особенностью является академическая мобильность, основанная на внедрении современных технологий, и организация обучения в течение всей жизни: обучение - повышение квалификации - переквалификация - получение дополнительного образования.
Аргументы в пользу Дистанционного образования |
|
Основные центры Дистанционного образования действуют: |
- рост числа учебных заведений во всем мире, ведущих подготовку кадров по нетрадиционным технологиям;
- к началу 90-х годов число учащихся в мире утроилось в сравнении с 1960 годом; это позволяет сделать заключение, что при таком росте количества обучающихся традиционные учебные заведения вряд ли смогут обеспечить образовательные потребности общества;
- в последние десятилетия темпы роста числа обучающихся в системе ДО значительно превышают темпы роста численности студентов очных отделений;
- система ДО способна дать образование лицам, не имеющим возможности регулярно посещать учебные заведения.
|
|
- в Африке: Южно-Африканская Республика;
- в Северной Америке: США, Канада;
- в Южной Америке: Бразилия,Мексика;
- в Азии: Турция, Индия, Китай,Япония;
- в Европе: Великобритания, Нидерланды, Норвегия, Испания, Германия, Израиль;
- в Океании: Австралия, Новая Зеландия;
- в России действуют более 70 центров, разрабатывающих новые технологии в образовании, что позволяет ей развертывать активное сотрудничество с другими странами по вопросам ДО.
|
Вузы России, ведущие подготовку кадров по системе Дистанционного Образования
|
В России создано более 70 региональных центров новых информационных технологий.
В формировании единой системы дистанционного образования в России особая роль принадлежит создаваемому Минобразованием России Российскому государственному университету дистанционного образования. |
На сегодняшний день многие регионы еще не охвачены системой дистанционного образования.
Дистанционное образование
Учитывая мировые тенденции в формировании информационных сообществ и заинтересованность включения в этот процесс государств - членов ЮНЕСКО и народов, испытывающих необходимость в поддержке их стремления к прогрессу в рамках устойчивого развития, а также имея в виду академическую мобильность дистанционного образования, предлагается усилиями международных творческих коллективов, создаваемых Институтом ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании:
- проанализировать и выявить в приоритетных для ЮНЕСКО регионах мира потребность в расширении образовательных услуг;
- проработать вопрос о возможных путях и формах внедрения на их территории дистанционного образования на основе коопераций государств мирового сообщества;
- в соответствии с имеющимся опытом организации ДО в различных странах провести экспертные оценки различных моделей ДО с целью выработки рекомендаций по использованию в странах, не имеющих своего опыта ДО, моделей, отвечающих условиям их социально-культурного и экономико-технического развития.
В этих целях силами международного коллектива необходимо приступить к исследованиям по широкому кругу актуальных проблем состояния и прогностического развития ДО в мире.
Исследование должно носить фундаментальный и прикладной характер, охватывать три круга проблем:
- анализ состояния ДО в мире - центры ДО, банки данных, модели и концепции ДО;
- перспективы развития ДО - основные тенденции развития национальных и региональных систем ДО и их интеграция в единую мировую систему ДО;
- модели распространения ДО в странах и регионах, испытывающих недостаток в образовательных услугах.
Некоторые теории Дистанционного Образования
Теория индустриализации |
Теория автономии и независимость обучения |
Теория взаимодествия и коммуникации |
Концепции, не применимые в наше время в силу существенных изменений, происшедших за последние 25 лет |
Учебная программа с высокой степенью автономности может нанести такой же ущерб обучающемуся, как и программа с недостаточной автономностью |
Теория способна "работать" лишь в определенных условиях |
Теория интегрированных моделей Дистанционного Образования |
Признана наиболее рациональной |
Концепция создания и развития единой системы Дистанционного Образования в России |
Мы выделяем четыре теории, среди которых наиболее оптимальной представляется теория интегрированных моделей ДО, которая положена в основу Концепции создания и развития единой системы ДО в России.
Важнейшим звеном в функционировании ДО является организация самостоятельной работы студентов. Такая работа может состоять из пяти этапов, каждый из которых имеет свою специфику в содержании и организации.
Организация самостаятельной работы студентов (СРС)
Базовая модель
Эффективность Дистанционного Образования складывается из трех показателей:
- расширение доступа к образовательным услугам для всех граждан, желающих получить образование;
- признание дипломов ДО;
- экономическая эффективность (образовательные услуги ДО в два с лишним раза дешевле традиционных форм образования).
Признавая, что потребностью информационного общества является создание открытого мирового образовательного пространства, представляется целесообразным приступить под эгидой ЮНЕСКО к выполнению следующих задач:
- формированию банка комплектов дистанционного обучения, дистанционных образовательных программ;
- разработке многовариантных программ и комплектов дистанционного образования, учитывающих национальные особенности потребителей - стран, испытывающих недостаток в образовательных услугах;
- выработке унифицированной многоязычной системы образовательных терминов;
- созданию условий свободного использования странами мирового сообщества образовательных услуг ПИТО.
Проект позволит значительно расширить возможности использования Дистанционного Образования на рынке образовательных услуг.
Дистанционное образование
Дистанционное образование
|