![]() |
![]() |
![]() |
||||||||
![]() |
|
|||||||
![]() |
||||||||
|
![]() |
![]() Тест на свежесть Автор: Никита Вятчанин ![]() Причин сразу несколько. Во-первых, упомянутый выше ЕГЭ. На подведении его итогов за 2004 год руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования Виктор Болотов доложил, что к 2008 году планируется перевести все школы на ЕГЭ. Экзамен не будет везде обязательным, но использовать его в качестве вступительного испытания сможет каждый российский старшеклассник. Таким образом, на "горбу" ЕГЭ, тесты вырвутся на всероссийские просторы. Во-вторых, мощным стимулом для роста значимости теста в образовательном пространстве может стать введение профильного обучения в старшей школе. Тест удобен для проверки отдельных разделов предметов, углубленным изучением которых займутся в профильных классах. Причем не в вузовской интерпретации, а именно на школьном уровне. Гуманитарии, наверняка, с таким утверждением не согласятся, а вот приверженцы естественных наук могут всерьез задуматься над активным использованием тестов в школе. В высшей школе также происходит смещение акцентов. Если раньше безоговорочная пальма первенства отдавалась фундаментальному образованию студентов, то сегодня все выглядит иначе. Министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко постоянно говорит о необходимости формирования кадрового заказа на конкретные специальности, которые будут востребованы в будущем. При всех реверансах главы Минобрнауки в стороны фундаментальности явно взят курс на приоритет специализации в высшем образовании. В данном контексте тесты (возможно, не в таком объеме, как в школе) "рискуют" быть востребованы "на полную катушку". Наконец, тест как нельзя лучше подходит для дистанционного обучения. В период развития IT-технологий в образовании именно тестирование как простейшая и наиболее мобильная форма проверки знаний может занять нишу одного из главных инструментов получения образования на расстоянии. Но готова ли сегодня отечественная система образования активно включиться в разработку тестовых заданий - как проверочных, так и обучающих? Ответ очевиден - нет. Тестирование в советское время использовалось только отдельными энтузиастами. Кто-то рассматривал их как средство растормошить студентов (если требовалось) простейшей формой проверки, кто-то относился к этому более серьезно. Но то были единичные случаи. Никакой общей концепции не было. Система образования при СССР в них попросту не нуждалось: существовали другие методы, которые работали и давали необходимый результат. От добра добра, как известно, не ищут. А капиталистический мир с удовольствием взял тесты на вооружение. Как результат - сегодня одним из необходимых условий для поступления в практически любой западный университет необходимо успешно выполнить тестовую часть экзаменов. Соответственно на должном уровне находится культура подготовки, обкатки теста. У нас такой культуры нет, да и, по большому счету, быть не могло из-за отсутствия традиций и востребованности. Индикатором нашего тестового "бескультурья" выступил Единый госэкзамен. Не корректно сформулированные задания, ошибки в условиях ясно дали понять - нет "предела для совершенства". Причины назывались разные, но главная из них формулировалась просто: на необъятных просторах Родины найти высококлассного разработчика тестовых заданий можно только "днем с огнем" и то, если повезёт. В основной массе ученые мужи оказались не готовы распахать как следует сравнительно новое для них поле деятельности. ![]() У нас внедрение подобной специализации в обозримом будущем не предвидится. Менталитет отечественного образования не готов отвести достойное место в своей иерархии создателю-генератору тестов. Мол, молод еще, да и несерьезное это дело - "горшки обжигать". Между тем, в отсутствии профессиональных разработчиков тестов адаптироваться к новым временным требованиям и неизбежным в таких случаях реформам без болезненной потери образовательного уровня будет крайне проблематично. А пройти тест на свежесть системе отечественного образования предстоит в самом ближайшем будущем. ![]() | |||
|
![]()
|