Главная страница > Статьи > Страсти по ВТО




 


 





 

 

 

 

 







Новые статьи

Страсти по ВТО

Автор: Анатолий Бердашкевич

8 июня 2004 года в Государственной думе состоялся круглый стол на тему: «Образование: возможные последствия присоединения Российской Федерации к Всемирной торговой организации». Он был проведен по инициативе Комитета Госдумы по образованию и науке и Межфракционного депутатского объединения «Европейский клуб». Как заявил во вступительном слове председатель комитета Н.И.Булаев, задача участников круглого стола – разобраться в том, что следует предпринять в законодательном плане, чтобы вступление в ВТО способствовало повышению образовательного уровня наших граждан.

Если присоединение к ВТО грозит потерями для отечественной системы образования, то важно определить, какие изменения в законодательстве смогли бы их минимизировать, какие оговорки при этом нужно сделать и как они должны быть обеспечены нормами российского права.
У государств, уже вступивших в ВТО, накоплен богатый опыт по адаптации их образовательных систем к условиям действия Генерального соглашения по торговле услугами. Необходимо внимательно проанализировать этот опыт.

В.Е.Коптев-Дворников, депутат Государственной думы:

- Я бы поставил вопрос так: собираемся ли мы вступать в ВТО или присоединяться к ней? Около 10 соглашений ВТО регулируют различные аспекты международной коммерческой деятельности. Одним из главных документов является Соглашение по торговле услугами, предполагающее свободный доступ на внутренний рынок зарубежных предприятий, чей основной товар – образовательные услуги. Во многих западных странах он сформирован уже давно и включает в себя дошкольное, среднее и высшее образование. В России этот рынок находится на ранней стадии становления, потому что огромную роль здесь по-прежнему играет государство.
Потенциально прибыльный образовательный бизнес у нас сегодня представлен большим количеством малообеспеченных преподавателей, уникальными учебными заведениями, которые часто не имеют денег на элементарный ремонт помещения. Мне кажется, корректнее было бы говорить не о вступлении России в ВТО, а о присоединении к международному соглашению.
Первое, с чем мы можем столкнуться после того, как требования ВТО будут полностью восприняты российским законодательством, это конкуренция с зарубежными учебными заведениями на внутреннем российском рынке образовательных услуг. Процесс проникновения на этот рынок осложняется трудностью лицензирования и другими организационными вопросами, которые могут быть разрешены после вступления в ВТО не в пользу России. Пункт 4 статьи 5 соглашения по торговле услугами (приложение 1 «б» соглашения ВТО) гласит: меры, относящиеся к квалификационным требованиям, процедурам, техническим стандартам и требованиям лицензирования, не должны создавать неоправданных барьеров в торговле услугами. Это означает, что на следующий день после подписания Россией пакета ВТО можно ждать притока зарубежных образовательных учреждений. Это могут быть филиалы европейских и американских вузов, собственно новые вузы, средние школы, дошкольные учреждения с иностранным капиталом, менеджментом и персоналом.
Нынешние российские образовательные программы, в частности, в экономической сфере, существенно отстают от тех программ, которые способны предложить известные зарубежные университеты. В российских вузах до недавних пор экономика изучалась по советским учебникам или по тем, что были выпущены в годы сложного этапа становления демократического рыночного государства и, как правило, не отвечали современным требованиям. Между тем коммерческие структуры организации бизнеса, работодатели в области торговли, менеджмента, финансов ориентированы на западную модель.
В 90-х годах многие вузы открывали юридические факультеты, а сегодня доморощенные «гарварды» предлагают получить степень МBА. Если через несколько лет такие университеты, как Кембридж, откроют в Москве свои филиалы, то российским вузам, обучающим экономическим специальностям по старым программам, будет трудно что-то предложить в качестве конкурентных преимуществ, за исключением более-менее доступных цен. Это может вытеснить отечественный образовательный рынок, по крайней мере, его негосударственную часть, на периферию.
Кроме вузов будет формироваться рынок корпоративного образования и различных тренингов, которые уже сейчас занимают значительную часть рынка платных образовательных услуг, где используются зарубежные методики и технологии обучения.
Учитывая очень жесткую конкуренцию на рынках образовательных услуг Европы и США, не трудно предугадать появление большого числа школ и детских садов с директорами, говорящими по-английски, по-французски или по-немецки. Еще одна особенность участия в ВТО состоит в том, что любые государственные инвестиции, в том числе направленные на развитие школ, могут восприниматься как проявление политики протекционизма, а это грозит применением санкций. Необходимо выделить и положительные моменты. Во-первых, присоединение к ВТО может стать толчком к возрождению российских технических вузов. Не следует воспринимать как утопию открытие, например, филиала МВТУ имени Баумана во Франции или Великобритании лет через 10. Естественно, что сделать это без государственной поддержки невозможно. И, во-вторых, огромным шагом в развитии отечественного образования станут фактически гарантированное успешное завершение Болонского процесса и повсеместное признание дипломов российских вузов.

А.П.Портанский, директор Информационного бюро по присоединению России к ВТО:
- Наша организация была создана летом 2001 года для того, чтобы проинформировать бизнес о целях присоединения России к ВТО, о ходе переговорного процесса и, самое главное, чтобы установить обратную связь с бизнесом, учесть мнения предпринимателей о том, какие меры защиты потребуются в том или ином секторе и на какое время. Надо отметить, что никогда прежде правительство не советовалось с обществом по вопросу об участии страны в той или иной международной организации. Сейчас впервые ситуация изменилась. Большая часть этих конференций, семинаров, круглых столов о вступлении России в ВТО, которые прошли от Южно-Сахалинска до Калининграда в течение последних двух-трех лет, принесли огромную пользу как непосредственно бизнесу, другим общественным группам на местах, так и российской переговорной делегации.
Следует учитывать и сложность самого предмета обсуждения. Все страны присоединяются к ВТО на индивидуальных условиях, относительно которых делегация страны-кандидата ведет длительные и очень сложные переговоры. Поэтому в том, что, скажем, Грузия и Молдова уже давно в ВТО, а Россия или Украина, обладающие более мощной экономикой, нет, не надо усматривать дискриминации. Многое зависит от того, какие задачи ставит перед собой правительство, каким образом оно хочет присоединиться, как планирует защитить свой бизнес. Никак не регламентированы и сроки ведения переговоров. Китай, как вы знаете, присоединялся более 15 лет. Мы являемся кандидатами более 10 лет. Зачем России нужно в ВТО? По разным подсчетам, мы несем потери, в среднем составляющие 2,5 миллиарда долларов в год, от дискриминационных мер на мировых рынках. Когда страна не является членом ВТО, ее производители, продавая свой товар, не могут опираться на свои естественные конкурентные преимущества. Именно в этой связи часто говорят, что мы не знаем правила игры. На самом деле правила известны, но у тех, с кем мы торгуем, есть защита, которая предоставляется ВТО, а мы не имеем доступа к механизму разрешения споров, к судебной инстанции ВТО и получим его только тогда, когда станем членом этой организации.
Хочу также отметить, что чем позднее произойдет присоединение к ВТО, тем оно будет сложнее. ВТО – организация не застывшая, ее правовая база расширяется, поскольку в сферу ее деятельности входят все новые и новые сектора, например, электронная торговля, торговля и внешний долг, торговля и окружающая среда и т.д. Естественно, все эти сферы подлежат правовому оформлению. Поэтому, если мы присоединимся позднее, то должны будем отвечать более широкому набору правовых документов, нежели сейчас.
Пожалуй, самая главная цель присоединения к ВТО состоит в создании единой и справедливой конкурентной среды. Часто говорят: давайте просчитаем последствия, а потом будем присоединяться. Такая постановка вопроса не совсем корректна, потому что последствия можно просчитать, только зная конечные условия присоединения, а эти условия, то есть конкретные параметры открытия рынков, появляются в момент окончания переговоров и не раньше. В ВТО действует правило: пока не согласовано все, не согласовано ничего.
Поэтому речь может идти только о некоторых сценариях, о прогнозах возможных потерь или выигрышей при присоединении. Такие подсчеты уже есть, они приводятся в докладе Национального-инвестиционного совета РАН о народнохозяйственных последствиях присоединения, в докладе группы экспертов под руководством профессора Данильцева, экспертов Высшей школы экономики, который был опубликован в прошлом году. Ни в одном из них не говорится, что могут быть какие-то серьезные отрицательные последствия. Максимальный негативный эффект в случае самого неблагоприятного сценария – около 0,6% снижения ВВП в первый год, но только в первый год, что и происходило при присоединении к ВТО целого ряда стран.
Российское правительство не выдвигало конкретных сроков присоединения, потому что главное для нас - те условия, которые будут выгодны нашему бизнесу, нашей экономике. Пока не добьемся их, будем вести переговоры. Они ведутся по четырем основным направлениям: доступ на рынок товаров, доступ на рынок услуг, меры поддержки сельского хозяйства и вопросы приведения нашего законодательства в соответствие с нормами и правилами ВТО. Важнейший этап, который недавно был пройден, – завершение двусторонних переговоров с Европейским союзом о присоединении России к ВТО. ЕС – наш важнейший партнер на мировой арене. На него приходится более 50% нашей внешней торговли. Мы надеемся, что переговоры завершатся в этом году со всеми, в том числе с США, и реальное присоединение состоится в 2005-2006 годах.

Е.Е.Майорова, начальник отдела Министерства экономического развития и торговли РФ:
- Обязательства, которые примет на себя Россия, будучи членом ВТО, имеют два аспекта. Первый – общие безусловные обязательства, которые предусмотрены Генеральным соглашением по торговле услугами. Среди них самой важной является необходимость предоставить всем странам-членам ВТО режим наибольшего благоприятствования в торговле услугами, в том числе образовательными. На практике это означает, что все иностранные поставщики, которые будут допущены на российский рынок, должны иметь одинаковые возможности. Иначе говоря, мы не должны различать, скажем, турецкие, американские или европейские вузы.
Если по каким-то причинам мы не готовы предоставить всем одинаковый режим, необходимо согласовать это со всеми заинтересованными членами ВТО. Соответствующее изъятие из общего обязательства – так называемое изъятие из режима наибольшего благоприятствования. Сейчас оно предусмотрено для стран СНГ. Для них режим торговли услугами и режим доступа поставщиков на наш рынок будут более льготными по сравнению с условиями для остальных стран. Специфические обязательства являются предметом переговоров и в конечном счете будут определять конкретные параметры и конкретные условия, на которых иностранные поставщики услуг смогут работать на российском рынке, а также условия, на которых российские потребители смогут приобрести услугу, оказываемую иностранным поставщиком. ВТО предполагает четыре способа приобретения российским потребителем иностранной услуги.
1. Трансграничная поставка услуги. Российский потребитель, находясь на территории России, получает образование в зарубежном вузе, используя современные средства коммуникаций.
2. Российский потребитель выезжает за рубеж для получения образования. Это так называемое употребление за рубежом.
3. Перемещение самого поставщика услуг в страну оказания услуги. В этом случае иностранное учебное заведение учреждает дочернюю компанию либо филиал на территории России с целью оказания услуг российским гражданам.
4. Поставщик, являющийся гражданином иностранного государства, без учреждения в России учебного заведения в какой-то форме просто приезжает в страну на время и оказывает образовательные услуги российским потребителям.

По всем четырем вариантам мы ведем переговоры с нашими партнерами. Это США, Австралия, Швейцария, Китай, Южная Корея, Новая Зеландия и Европейский союз. Условия, на которые согласился ЕС, отвечают позиции правительства, выработанной по предложениям Минобразования. Мы согласились с тем, что российские студенты будут иметь возможность без ограничений потреблять услуги, находясь за рубежом, и без ограничений пользоваться услугами дистанционного обучения, находясь на территории России.
Если иностранные поставщики услуг захотят работать на российском рынке в сегментах начального и среднего образования, они должны выполнить все требования, предусмотренные действующим российским законодательством, начиная от формы учреждения, формы работы на российском рынке и заканчивая теми требованиями, которые предъявляют сейчас к российским образовательным учреждениям: лицензирование, квалификационные требования, требования качества образования и требования к образовательным программам. Единственное условие, которое в дальнейшем мы должны будем выполнять в соответствии с нашими обязательствами в ВТО, заключается в том, чтобы требования, предъявляемые к иностранцам, не отличались от требований, предъявляемых к отечественным поставщикам услуг.
В части высшего образования мы следуем точно такой же логике. Разрешая российским потребителям свободно, без ограничений приобретать иностранные образовательные услуги, мы не связываем себя никакими обязательствами и оставляем за собой право применять любые дополнительные ограничения, включая полный запрет выхода на рынок, по отношению к иностранным образовательным учреждениям.
Наряду с этим для начального и среднего образования мы предусмотрели определенные механизмы, которые позволят выровнять конкурентные условия деятельности на нашем рынке для российских поставщиков услуг посредством субсидирования. Таким образом мы зарезервировали за собой право поддерживать национальных поставщиков и не оказывать поддержки зарубежным поставщикам.
Канада отказывается обсуждать на переговорах в ВТО общественное образование. Мы также не обсуждаем никаких обязательств в отношении государственных образовательных учреждений. Все условия доступа на рынок, которые обсуждаются с нашими зарубежными партнерами, касаются только негосударственных образовательных учреждений. Присоединясь к ВТО, мы получаем гарантированный доступ наших поставщиков образовательных услуг на внешние рынки в тех странах, которые приняли на себя соответствующие обязательства. Это подавляющее большинство развивающихся стран, развитых стран и стран с переходной экономикой. Единственным исключением является Канада.
Присоединившись к ВТО, мы сможем улучшать условия доступа наших образовательных учреждений на рынки тех стран, которые уже приняли обязательства, и убеждать других партнеров, которые пока не приняли никаких обязательств в сфере образования, принять такие обязательства, гарантируя тем самым прозрачную предсказуемую среду и определенный уровень доступа для российских компаний, желающих выйти на зарубежные рынки.
Для нас важно не только инвестиционное направление, связанное с капиталовложениями и с открытием филиалов и дочерних компаний за рубежом, но и то, что российские преподаватели получат возможность работать по контракту с иностранными учебными заведениями на временной основе. Разумеется, у них и сейчас есть такая возможность, и иностранцы в рамках действующего законодательства могут открывать у нас образовательные учреждения. Но, вступив в ВТО, мы получим гарантии со стороны государства и сможем отстаивать права наших преподавателей в ВТО, где предусмотрены соответствующие процедуры разрешения споров.
В отношении субсидирования. В ходе переговоров по присоединению к ВТО мы не определяем, на основании каких критериев будет распределяться государственная поддержка и в каком из секторов, включая сектор услуг образования, она будет осуществляться. Единственное, что мы делаем, это резервируем за собой право предоставлять субсидии российским образовательным учреждениям и не предоставлять их иностранным.

О.Н.Смолин, первый заместитель председателя Комитета ГД по образованию и науке:
- Моя точка зрения будет существенно диссонировать с преобладающим тоном сегодняшнего обсуждения. Проблемы вступления в ВТО, в том числе связанные с образованием, дискутируются в Государственной думе не первый год. Мне неоднократно доводилось быть участником подобных дискуссий и, кроме того, обсуждать эти вопросы с отечественными промышленниками, представителями сельского хозяйства, торговли и образования. По моему глубокому убеждению, при вступлении России в ВТО негатив существенно превысит позитив. В выигрыше окажутся экспортно-ориентированные отрасли производства и потребители импорта у нас в России, в проигрыше – в ближайшее время, я не говорю об отдаленной перспективе, когда ситуация может быть совершенно другая, – производители, работающие на внутренний рынок, и потребители отечественных товаров.
На мой взгляд, негативные последствия от вступления в ВТО, в том числе в сфере образования, могут быть следующими. Во-первых, это спад высокотехнологичных отраслей производства. Как утверждают представители авиастроения, автопрома и других организаций, при нынешнем уровне государственной поддержки, точнее, отсутствии таковой, потери для них будут чрезвычайно тяжелыми. Соответственно, в стране, в которой не развиваются высокотехнологичные отрасли производства, симулируется и развитие образования.
Я далек от всяких теорий заговоров, но не готов закрывать глаза на правду. Известный британский лейбористский эксперт Джон Рос в свое время знакомил нас с материалами Международного валютного фонда, согласно которым Европа должна разделиться на три основные зоны: Западная Европа – высокотехнологичное производство, Восточная Европа, бывшие соцстраны – комплектующие, а Россия и большинство республик бывшего Советского Союза – зона с сырьевым характером экономики. Как иногда у нас грустно шутят, экономика нефтяной трубы и лесоповала.
Во-вторых, по оценкам экспертов, это приведет к спаду сельскохозяйственного производства. Когда я работал в агропромышленной депутатской группе, специалисты Россельхозакадемии и Минсельхозпрода нам неоднократно говорили, что конкурентоспособным окажется только производство зерна и яиц. Более того, намерение России в ближайшее время вступить в ВТО вызывает беспокойство у представителей торгового бизнеса. Мне лично приходилось от них слышать, что с зарубежными торговыми структурами мы пока не можем конкурировать.





Страницы: 1 | 2 | >>
   
© 2002-2024
Планета образования
www.planetaedu.ru
Ваши предложения мы ждем по электронной почте
webmaster@planetaedu.ru
и по телефону: +7 (495) 545 63 67
Размещение рекламы
info@planetaedu.ru
Телефон: +7 (495) 545 63 67
Renew Design Сделано в Renew