|
|
|
||||||||
Российское образование - оценка Рособразования Автор: Дмитрий Мисюров 1 марта 2005 года состоялась коллегия российского Федерального агентства по образованию - Рособразования. Руководитель агентства Григорий Балыхин подвел итоги 2004 года и поведал о некоторых планах на 2005 год. Образование доступное Руководитель Рособразования Григорий Балыхин назвал приоритеты российского образования. Прежде всего это доступность, качество и эффективность, повышение инвестиционной привлекательности, развитие системы непрерывного образования. Результаты приема в высшие и средние профессиональные образовательные учреждения в 2004 году показали сохранение устойчивого роста интереса к получению образования, особенно высшего. Значительно поднялся в сравнении с серединой 90-х годов престиж технического инженерного образования, в том числе по перспективным, высокотехнологичным специальностям, что немаловажно в свете реализации такого приоритетного направления, как интеграция образования с наукой. Из года в год увеличивается число вузов, осуществляющих прием на первый курс по ряду специальностей с учетом результатов сдачи ЕГЭ, эксперимент, по введению которого охватил в 2004 году уже 67 субъектов Российской Федерации. Из более 2 млн человек, подавших заявления на прием в подведомственные Рособразованию вузы, свидетельства о результатах ЕГЭ предъявили более 600 тыс. человек (29,2% абитуриентов). Прием студентов в 2004 году на места, финансируемые из федерального бюджета, который составил на очное обучение 55,7% от общего приема, не уменьшился по сравнению с предыдущими годами, вопреки утвердившемуся в обществе мнению о сокращении возможностей бесплатного получения высшего образования. Востребованным остается среднее профессиональное образование, конкурс при поступлении в учреждения которого составил, в среднем, 167 человек на 100 мест. При этом сохраняется устойчивый интерес и к получению начального профессионального образования. Видимо, не последнюю роль в этом играет тот факт, что в 2004 году только 6,7% выпускников этой системы не трудоустроились из-за отсутствия рабочих мест, а по Нижегородской области, например, этот показатель составляет всего 0,7%. Но столь благоприятная ситуация с базой комплектования наших учреждений профессионального образования, по словам Балыхина, к сожалению, весьма недолговечна. Неблагоприятно складывается демографическая обстановка в стране, в результате которой к 2009 году число выпускников общеобразовательных школ сократится практически на треть. Сегодня число выпускников общеобразовательных школ уже превышает число финансируемых бюджетных мест в учреждениях профессионального образования. Это заставляет серьезно думать о необходимости постепенного приведения в ближайшие годы бюджетного приема в вузы в соответствие с установленной законодательной нормой – 170 студентов на 10 тыс. человек населения, отвечающей потребностям экономики в кадрах и финансовым возможностям государства. Важным шагом является происходящее в рамках административной реформы перераспределение полномочий различных уровней государственной власти в области образования. Прежде всего, речь идет о передаче в ведение субъектов Российской Федерации более двух с половиной тысяч учреждений начального и около двухсот учреждений среднего профессионального образования. В целом этот процесс прошел организованно, хотя по ряду субъектов Федерации были и, к сожалению, остаются сложности, связанные в основном с проблемами недофинансирования переданных учреждений. В 2005 году перед Рособразованием стоит сложная задача: принять из других министерств и ведомств более 1200 учреждений высшего, среднего и дополнительного профессионального образования. С 1 января этого года принимаются более шестисот учреждений. Актуальна тема «теневой» платности образования. Григорий Балыхин констатировал, что разного рода поборы с обучающихся, а точнее с их родителей, стали фактической нормой для отдельных образовательных учреждений. Все, конечно, прекрасно понимают, о чем идет речь. Это и скрытое – через репетиторство, и откровенное взяточничество на приемных экзаменах. Это и открытое вымогательство путем организации платных зачетов и сдачи «хвостов», появляющихся, естественно, не сами собой. Официальная статистика Министерства внутренних дел России зафиксировала: только за 10 месяцев 2004 года было вскрыто более 3,5 тысяч подобных правонарушений в системе образования. Образование качественное Существует проблема активного вхождения российского высшего образования в Болонский процесс. Григорий Балыхин считает, что это во многом объясняется недостаточным знанием существа указанных процессов, излишним акцентом на формальной, организационной стороне дела, на новых для нашей системы понятиях двухуровневого образования, модульного подхода, зачетных кредитов. Ряд вузов, среди которых Санкт-Петербургский госуниверситет, РУДН, Томский государственный политехнический университет и другие, на протяжении ряда последних лет ведут эксперименты в этом направлении. На начало этого года около 25 вузов страны участвовали в этой работе, проведен ряд совместных семинаров, разработаны соответствующие методические документы. Однако это только начало пути. В системе Рособразования в 2004 году подготовка кадров высшей квалификации велась в более чем трехстах аспирантурах с общей численностью аспирантов около 84 тысяч человек. Наметилась тенденция роста числа выпускников аспирантур, завершающих обучение с защитой диссертаций (2003 г. – 27,2%, 2004 г. – 32,4%), хотя такой КПД Балыхин назвал «паровозным». Он также задал вопрос, не становится ли аспирантура способом спрятаться, да еще и за государственный счет, от службы в армии или же разновидностью биржи труда с неплохим пособием по безработице? Это большой вопрос, требующий отдельного серьезного разговора и принятия необходимых решений уже в самое ближайшее время. Согласно статистике, среди преподавателей подведомственных Рособразованию вузов, работающих на полной ставке, 53% составляют лица от 50 лет и старше, причем более 25% - старше 60 лет. Среди заведующих кафедрами лица старше 50 лет составляют почти 75%. Одна из главных причин - неудовлетворенность молодых преподавателей условиями работы, уровнем заработной платы, бытовая неустроенность, отсутствие перспективы улучшения жилищных условий, научного и карьерного роста. Сегодня более 50% ректорского корпуса – это руководители старше 60 лет. Это означает, что даже по чисто формальным уставным требованиям в ближайшие годы нужно будет обновить ректорский корпус за достаточно непродолжительное время более чем наполовину. Чтобы как-то минимизировать негативные последствия этого процесса, обеспечить преемственность сложившихся традиций в руководстве вузовскими коллективами, стимулировать процессы обновления кадров Рособразование совместно с Минобрнауки России работает над предложениями по совершенствованию структуры управления вузами, имея в виду, в частности, нормативное, в том числе – законодательное закрепление института президентства в высшей школе, хорошо зарекомендовавшего себя в ряде вузов, но не имеющего пока официального гражданства. И в ближайшее время эта работа будет завершена. О планах Рособразования на 2005 год В планах на 2005 год, например, увеличение числа вузов, внедривших у себя систему управления качеством образования, с 4,5 до 9%. Увеличение числа преподавателей, имеющих ученые степени на 0,2% по кандидатам и 0,5% - по докторам наук, что должно быть взято под особый контроль. Заявленно увеличение числа комплектов учебно-лабораторного, противопожарного и охранного оборудования, поставляемого в учреждения, подведомственные Рособразованию. Объемы финансирования, получены в этом году дополнительно на: - пополнение библиотечных фондов образовательных учреждений - 500,0 млн рублей; - капитальный и текущий ремонт – 2,0 млрд рублей; - проведение предметных олимпиад учащейся молодёжи – 150,0 млн рублей; - приобретение спортивного инвентаря для учреждений общего образования Российской Федерации – 400,0 млн рублей. Объем финансирования в 2005 году федеральных целевых программ и непрограммные инвестиции в основные фонды составляет 11,3 млрд рублей. Так что, заключил руководитель российского Федерального агентства по образованию, условия для успешной реализации стоящих перед Рособразованием задач имеются. | ||||
|
|