|
|
|
||||||||
Одно хорошо, а два – лучше! Автор: Ольга ФОСТ Как получить второе высшее образование Мобильные телефоны и интернет, скоростные автомагистрали и иномарки, кирпично-монолитные новостройки и таунхаусы, менеджеры и супервайзеры… Приметы нашего времени, признаки вожделенного благостостояния. А за всей этой «крутизной» – напряженный труд, порой без выходных, и многочисленная армия конкурентов, вместе с тобой наполнивших рынок рабочей силы. Как оказаться единственным и незаменимым, как наиболее полно раскрыть потенциал своих возможностей, чтобы и дальше соответствовать требованиям времени? Многие нашли, похоже, единственно верный ответ на эти вопросы – второе высшее образование… Большинству тех, кто сейчас активно трудится на благо собственного кошелька и, конечно же, Родины, 30-50 лет. Это значит, что базовое образование этими людьми было получено еще в советских вузах, да и работало большинство из них в соответствии со специальностью, записанной в «корочке». Но времена изменились, изменились условия существования, изменился, в конце концов, мир… Нашему обществу понадобились специалисты с несколько иными знаниями. И пока подрастающее поколение штурмовало факультеты с новыми специальностями «Менеджмент», «Экономика», «Юриспруденция», «Финансы», «Дизайн», взрослым пришлось срочно, что называется, перестраиваться на «рыночные рельсы» и тоже садиться за парты. Причем чаще всего это было даже не повышение квалификации, а самая настоящая переквалификация. Люди шли за совершенно новыми для них знаниями. Так бывшие физики и лирики становились менеджерами, экономистами, юристами, брокерами, риэлторами. Образовательные учреждения отреагировали на новые веяния очень оперативно, потому что, в принципе, дух массовой «перестройки сознания» давно витал в воздухе – приблизительно с конца 80-х. Но только в первой половине 90-х при активной поддержке чиновников из Министерства образования стало возможным быстрое получение востребованных специальностей и второго высшего. Такую возможность предоставили возникшие тогда негосударственные вузы и новоиспеченные факультеты при действовавших государственных. Почему? Да просто в стране появились деньги, и деньги немалые. Не последнюю роль в этом сыграли пришедшие на российский рынок иностранные компании. Они были заинтересованы в грамотном персонале, а персонал был крайне заинтересован в том, чтобы удержаться на «хлебной», высокооплачиваемой должности. Однако обучение и стажировка наших специалистов за рубежом влетала «буржуям» в копеечку. Поэтому постепенно начала работать система, при которой фирма оплачивала сотруднику получение второго (соответствующего профилю фирмы) образования на родине. Или же сам сотрудник проявлял инициативу и шел в вуз за недостающими знаниями. А один из основных законов рынка гласит: «Где есть спрос, там непременно и предложение». Круг благополучно замкнулся. Нужно научить человека экономике (менеджменту, ведению бизнеса, деловому этикету…) – пожалуйста, платите, а мы научим, и научим быстро. Ведь если на получение первого высшего образования уходило 5-6 лет, то второму высшему требовалось посвятить максимум 2 года жизни. Правда, жизни очень напряженной – ведь все это происходило, естественно, без отрыва от производства. Однако время шло, и к концу тысячелетия в обществе наметились иные тенденции. Во-первых, гонка за новым образованием среди людей среднего возраста практически закончилась – все, кто хотел «перейти на новые рельсы», в принципе, уже перешел. И давно и благополучно получает свои заслуженные большие деньги, имея и мобильник, и интернет, и иномарку, и квартиру в кирпично-монолитной новостройке… Во-вторых, люди смогли, наконец, уделить больше внимания своим душевным и духовным запросам. Образовательный рынок чутко отреагировал на появившийся запрос новым предложением – и вот теперь любой желающий может стать, к примеру, дипломированным дизайнером, специалистом по нетрадиционной медицине или психологом. Нередко среди предствителей этих гуманитарных специальностей можно встретить физика-ядерщика, учителя начальной школы, инженера-электронщика. Так зачем же людям нужно второе высшее образование? Давайте послушаем «глас народа». Рассказывает Михаил Кожухов (32 года): «Я окончил МИЭРА девять лет назад, моей специальностью были компьютерные программы. Параллельно с процессом написания диплома по настоянию родителей я прошел двухмесячные курсы бухгалтеров. Только я получил «корочку» – знакомый пригласил меня в инофирму, занимающуюся распространением компьютеров в России. Дело было совершенно новое, но в принципе, по моей части. Им же нужен был человек в бухгалтерию, но хорошо знакомый с компьютерной техникой. То есть все совпало тогда, как нельзя удачнее. Я проработал там четыре года, и к этому времени понял, что мне очень не хватает экономического образования. Подумал, повыбирал, где лучше всего учиться, и остановился на экономическом факультете МГУ. Наша фирма согласилась оплатить мне часть обучения, так что, считаю, мне это обошлось во вполне приемлемую сумму. Правда, руководство поставило мне условие: после окончания учебы в течение года не уходить из их фирмы, отработать, так сказать. Я был не против – место мне нравилось. Два года вечерних лекций и семинаров – и я дипломированный экономист. Год спустя получил первое повышение по службе, еще через два года – возглавил крупный отдел, а все благодаря новому диплому…» Елена Говорова (34 года) по первому образованию – учитель географии. Семью в последние 11 лет полностью обеспечивает муж, соседи уже стали называть их «новыми русскими»… Особенно сильно жизнь Елены изменилась за последние 4 года – бизнес мужа вышел на международный рынок, появилось много возможностей и новых интересов. Отчасти чтобы поддержать себя в тонусе, отчасти чтобы соответствовать уровню мужа и его бизнеса, Елена решила получить второе высшее образование. Но не в сокращенные сроки (за год-два), а пройти его полностью – весь положенный срок обучения. И поступила в Институт международного права и экономики им. Грибоедова, чтобы овладеть специальностью юриста. Она не жалеет о том, что придется несколько лет отдать обучению: «Уверена, - говорит она, - только так можно получить качественное образование. Что касается моей первой профессии, то она очень помогает мне в повседневной жизни, в общении с моими собственными детьми. Я никогда не забуду того, чему научилась в своем педагогическом вузе, всегда будут помнить наши замечательные поездки на практику, буду учить своих детей расширять горизонты познаний не только с помощью книг, но и в общении с великой Природой – всему этому научили меня мои замечательные учителя в педвузе. Но жизнь не стоит на месте, я чувствую, что смогу принести реальную помощь мужу своими знаниями, не хочу быть просто «женой нового русского», это, поверьте, весьма тоскливо. Я стремлюсь к активной жизни, к интересным встречам, а все это я могу получить благодаря моему новому высшему образованию. Главное – не надо бояться несколько лет провести в вузовских аудиториях… Во-первых, это словно возвращает тебя в те времена, когда ты был совсем юн, словно вторая молодость пришла. А во-вторых, я овладеваю совершенно незнакомыми предметами и должна сделать это не впопыхах, на скорую руку, а в полном соответствии с предлагаемым учебным планом». Анна Трифонова (38 лет) окончила факультет журналистики МГУ и успешно работала в ряде крупных СМИ. В последнее время она пишет много рекламных статей для различных женских журналов. Несмотря на то что профессию свою она любит и считает, что базовое гуманитарное образование у нее отличное, рекламное дело увлекло ее больше, чем она предполагала в начале, когда только приступала к этой работе. И этим летом она поступила на факультет рекламы в Университет Нестеровой. Анна так же, как и Елена, не боится провести на студенческой скамье «полный срок» и считает, что нынешние затраты – и финансовые, и временные - с лихвой окупятся уже в ближайшем будущем. Юрий Николаевич Попов (41 год) рассказал нам, что он окончил Московский институт инженеров транспорта и успел до начала рыночных отношений поработать в одном из московских НИИ. Пришли новые времена, профессия инженера не позволяла содержать семью. Он, как и многие, подался в малый бизнес – торговал техникой на ВВЦ, благо в этом разбирался хорошо. Дела пошли в гору, зарегистрировал фирму, набрал штат, возглавил коллектив… Задача оказалась не из легких. Совет подала жена: «А что если пойти учиться руководить людьми? Это называется “менеджмент”». И он поступил в Московский институт экономики, менеджмента и права на экономический факультет, чтобы получить специальность «Менеджмент организации». Еще круче решила изменить свою судьбу Евгения Ростовцева (45 лет). Долгое время Евгения, выпускница педагогического вуза, преподавала русский язык как иностранный. В свободное же от работы время она увлекалась шитьем, вышиванием и вязанием, одевая в «авторские модели» семью и друзей. И вот три года назад Евгения посутпила в Московский государственный университет сервиса на специальность «Проектирование и технология изделий сферы быта и услуг» со специализацией «Конструирование и технология швейных изделий для индивидуального потребителя». Наравне с юными дарованиями Евгения участвует в показах, разрабатывает модели, постигает искусство управления небольшим коллективом и мечтает об открытии собственного ателье. | ||||
|
|