|
|
|
||||||||
Образование чуть выше среднего Автор: Марина Лемуткина Где нужно учиться, чтобы потом не остаться без работы и получать высокую зарплату? Каким хочет видеть работодатель выпускника вуза? На эти и другие вопросы отвечает исследование, представленное рекрутинговым агентством «Контакт» и специалистами крупнейших мировых компаний-работодателей. Одно из крупнейших российских агентств по подбору персонала «Контакт» обнародовало исследование о том, как за последние пять лет складывалась судьба выпускников ведущих вузов Москвы и Московской области. На презентации доклада присутствовали представители российских отделений ведущих мировых компаний-работодателей. Они также оценили качество профессиональной подготовки выпускников российских вузов. Выводы оказались неутешительными. Как показали опросы, проведенные специалистами «Контакта», только 38,5% выпускников 2000–2004 годов работали и продолжают работать по специальности. И чаще всего – это выпускники Московского государственного университета экономики, статистики и информатики (МЭСИ), Государственного университета управления (ГУУ) и Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ). Они же, как показали исследования агентства «Контакт», входят в группу вузов, выпускники которых будут больше других востребованы на рынке труда в ближайшее время. Кроме них в группу лидеров входят также (в порядке убывания) МГИМО, Финансовая академия, Государственный университет – Высшая школа экономики (ГУ-ВШЭ), Физтех (МФТИ), МИФИ, МГУ имени Ломоносова, Экономическая академия имени Плеханова, а также МГТУ имени Баумана. Как правило, выпускники этих же вузов уже сегодня получают самые высокие зарплаты. В пятерку лидеров по этому показателю входят: МГИМО (средняя зарплата $1450), Финакадемия ($1344), МФТИ ($1245), Московская государственная юридическая академия ($1217), и Экономакадемия имени Плеханова ($1214). За ними вплотную идут МГТУ имени Баумана, МИФИ, ГУУ, МАИ и МГУ имени Ломоносова. Однако получить такие зарплаты непросто. Как оказалось, у работодателей довольно много претензий к тому, как вузы готовят своих выпускников к их будущей работе. Главные слабые места выпускников, по словам руководителя департамента маркетинга агентства «Контакт» Татьяны Ананьевой, таковы. Они, как считают в компаниях, имеют очень слабое представление о корпоративной культуре; совсем не знают бизнес-процесса и бизнес-среды; не имеют навыков делового общения и, как правило, абсолютно не способны представлять результаты своей деятельности на презентациях. При этом выпускники сплошь и рядом обладают завышенными требованиями и амбициями, вследствие чего не могут адекватно оценить свою стоимость на рынке труда. Одним из самых слабых мест большинства выпускников, по единодушному мнению работодателей, является их чрезвычайно слабая языковая, а зачастую и компьютерная подготовка. То, что вузы не готовят как следует к будущей работе, отмечают и сами выпускники. По данным «Контакта», до 45% выпускников считают, что вузы должны были проводить консультации по трудоустройству и построению карьеры, 37,6% жалуются на недостаточную языковую подготовку, почти столько же – на отсутствие стажировок за границей и около половины – на отсутствие в вузах современных программ обучения, включая дополнительные предметы. Главная же беда в том, подчеркнула она «Газете.Ru», что «наши вузы дают знания, а мы хотим навыков и компетенции». Поэтому зачастую компании проще взять молодого человека, обладающего нужными установками, и доучить его на месте. При этом, по словам Татьяны Ананьевой, часто при отборе кандидатов для работодателей не имеет решающего значения, какой именно вуз закончил выпускник, в частности московский или нет. Для компании важнее личные качества выпускника и, прежде всего, способность быстро адаптироваться и принимать решения. Важнейшим фактором является также мотивация. Во многих случаях, считает Татьяна Ананьева, именно она мешает карьерному росту даже самых способных выпускников вузов. Например, мотивация «учиться, учиться и учиться»: сначала в вузе, потом в магистратуре, потом в аспирантуре, потом второе высшее образование, потом дополнительное и т. д. Кстати, как подчеркнула Татьяна Ананьева «Газете.Ru», по уровню мотивации молодые специалисты из регионов существенно обходят москвичей. Они гораздо сильнее нацелены на карьеру, на продвижение по службе, на успех, чем «более расслабленные» столичные жители. В бизнесе, как рассказал «Газете.Ru» глава департамента по подбору кадров компании Ernst & Young Сергей Киреев, при всей важности полученных выпускником вуза знаний «еще более важным считается его умение учиться, а также способность находить выход из нестандартных ситуаций». Так, в компании считают, что накопленные за время обучения в вузе знания дают выпускнику только около 45% успеха, в то время как умение учиться дает остальные 55%. Той же точки зрения придерживаются и в компании Microsoft. Как рассказала «Газете.Ru» менеджер по образовательным программам компании Надежда Вольпян, «вузы должны давать не только знания, но и умения». И при этом не какие-то абстрактные, а «те, что соответствуют функциональным задачам конкретного специалиста». То есть, как подытожила менеджер департамента по корпоративному обучению и развитию компании ТНК-ВР Элеонора Агеева, «выпускник вуза должен не только обладать суммой знаний, но и уметь их применять на практике». Этому-то, по мнению работодателей, в российских вузах как раз и не учат. И образовавшийся пробел в подготовке выпускника компании вынуждены ликвидировать, доучивая его своими силами. Меньше всего «возни», как свидетельствуют проведенные агентством «Контакт» исследования, у работодателей с выпускниками МГУ имени Ломоносова, МГТУ имени Баумана, «Плешки», Финакадемии, МГИМО, ГУУ, МФТИ, Юракадемии, РГГУ и МАИ. Видимо, поэтому именно эти вузы и стали сегодня ведущими поставщиками кадров для российского бизнеса. | ||||
|
|