|
|
|
||||||||
Европейская система образования проигрывает азиатской модели Европейская система образования менее совершенна по сравнению с азиатской моделью, говорится в отчете по независимому исследованию экспертов Организации экономического сотрудничества и развития (OECD). Аналитики считают, что одной из главных проблем является недостаточная открытость системы для представителей различных слоев общества. По мнению Андреаса Шлейхера (Andreas Schleicher), автора исследования и эксперта по вопросам образования Организации экономического сотрудничества и развития, европейской системе образования требуется ряд изменений. Без них, считает он, невозможно достигнуть поставленных в "Лиссабонской стратегии" целей по созданию в Евросоюзе самой конкурентоспособной экономики к 2010 году. Отчет по исследованию был опубликован под заголовком "Экономика знаний. Образование – ключ к успеху Европы" (The economics of knowledge: Why education is key for Europe’s success). Анализируя системы образования разных стран, автор выделил среди них самые эффективные. По мнению Шлейхера, лучшие образовательные модели существуют в Финляндии, Канаде и Японии. Так, в Финляндии руководство страны отказалось от контроля за источниками и содержанием образовательных процессов и сконцентрировало все внимание на результатах, введя высокие и единые для всех стандарты. Это подразумевало отклонение от бюрократического подхода, а также акцент на индивидуальном подходе и разнообразии методик. В числе главных недостатков европейской образовательной модели Шлейхер называет недостаточную гибкость и недоступность для определенных слоев общества. "Представители неблагополучных социально-экономических слоев общества в Европе не получают тех же образовательных возможностей, что и дети из семей, относящихся к наиболее обеспеченному и среднему классу, - утверждает Шлейхер. По данным статистики, во многих странах Евросоюза школы "усиливают существующие социально-экономические различия". Так, в Германии дети, родившиеся в семьях "белых воротничков", в четыре раза чаще получают высшее образование. Шлейхер также приводит в пример эффективные и стремительно развивающиеся модели образования Индии, Китая и Южной Кореи, где учащимся дают "отличные знания и навыки", хотя порядок затрат на поддержание системы в целом сравнительно невысоки. Эти страны, считает Шлейхер, будут производить все больше высококвалифицированных профессионалов, что в итоге приведет к падению конкурентоспособности Евросоюза в глобальном масштабе. Так, уже сегодня в Южной Корее 97% людей в возрасте 25–37 лет имеют высшее образование. Это самый высокий показатель по всем странам с высокоразвитым производством. Для сравнения, в 1960-х годах национальный доход Южной Кореи был ниже Мексики и стран Южной Америки, а по образовательным квалификациям в рейтинге 30 стран OECD она была в числе самых отстающих. По мнению Шлейхера, успех Южной Кореи в том, что ей удалось изменить отношение своего населения к образованию и адекватно отреагировать на повышение спроса. "Когда спрос на образование стал превышать предложение, - говорит Шлейхер, - студентов не отправляли обратно домой, а увеличивали количество учебных мест и учебных часов". Шлейхер также предложил странам Евросоюза привлекать больше государственных и частных инвестиций в систему образования. Это, уверен он, позволит создать устойчивую систему с высококачественными университетами, которыми должны руководить акционеры, представляющие различные сферы, а не только научное сообщество. | ||||
|
|