|
|
Новый поворот, определяющий будущее!
Автор: Рустам Ямолдинов
Динамично изменяющиеся социально-экономические отношения приводят к пересмотру требований к профессиональному работнику как активному участнику хозяйственной системы общества. На первый план выходят такие качества сотрудника, как предприимчивость, интеллектуальность, социально-профессиональная мобильность, склонность к коммерческому риску, способность принимать самостоятельные решения, быстрая обучаемость. Как при таком раскладе выбрать перспективную профессию?
По результатам исследований, проведенных Институтом социологии РАН в 2007 году только 48% молодых людей в России работают по специальности, указанной в дипломе. Это не мало, но и доля тех, кто никогда не работал по полученной специальности (21%) и тех, кто вынужден был ее сменить (10%) также высока. В тех же исследованиях приведены наиболее популярные среди молодежи специальности: финансисты, экономисты, бухгалтера, банковские работники – 35%, адвокаты, юристы, прокуроры, нотариусы – 33%, госслужащие и врачи – по 14%. Между тем, по исследованиям и прогнозам Минобрнауки, наибольший дефицит в 2008 – 2015 г.г. будет наблюдаться среди рабочих и ИТР в сферах обслуживания, энергетики, энергического машиностроения и электротехники, строительства и архитектуры, электронной техники, радиотехники и связи, среди врачей и учителей младшей и средней школы.
С одной стороны, современный рынок труда характеризуется широкой палитрой профессиональной сферы, ежегодно пополняющейся новыми специальностями, активным формированием внутрифирменных стандартов и корпоративных систем оценки качества, появлением новых специализаций.
С другой стороны, только 50% выпускников школы самостоятельно определяются с выбором профессии, а 64% нуждаются в помощи специалистов по выбору профессии. О ситуации на рынке труда знает лишь 57% выпускников среднего профессионального образования (СПО) и 48% выпускников начального профессионального образования (НПО), да и то в самых общих чертах. До 50% учащихся НПО и СПО будучи студентами старших курсов сомневаются в правильности своего профессионального выбора и подумывают о смене профессии. В итоге, большинство выпускников (91% СПО и 85% НПО) не ориентированы на трудоустройство не только по освоенной специальности, но и в рамках отраслевой специализации своего учебного учреждения.
- Введение профильного обучения не снимает остроту противоречия: только 16% учащихся самостоятельно выбирает профиль обучения, у 17,5% старшеклассников отсутствует интерес к профессиональной деятельности, каждый пятый ученик, выбравший профессию, ничего о ней не знает. Это данные только по Москве и Московской области, где возможности для выбора профессии и направления деятельности традиционно считаются более высокими, чем в регионах рассказывает,- Рустам Ямолдинов директор по маркетингу “Event Consulting”,
Очевидно также и противоречие между ожиданиями работодателей и будущих специалистов. Например, на рынке труда Москвы наиболее востребованы выпускники начального и среднего профессионального образования. Более 70% устойчивого спроса работодателей приходятся на рабочие места в промышленности, жилищно-коммунальном, строительном секторе экономики города. Однако, молодежь (91,8%) сориентирована, в основном, на сферу высшего образования. Лишь 1% старшеклассников готов получить специальность рабочего.
В результате, работодатели подчеркивают отсутствие профессиональной мотивации и низкий уровень профессиональной подготовки, что требует значительных финансовых и организационных издержек для переобучения. В то время выпускники считают, что диплом о высшем образовании является основным и единственно важным условием будущей успешной карьеры.
Проблема выбора
В чем же причина столь явного противоречия между динамично изменяющейся ситуацией на рынке труда и навыками самоопределения учащихся?
Основными причинами, вызывающими снижение мотивации труда, нежелание молодежи выбирать рабочие профессии, а выпускников профессионального образования работать по полученной профессии являются:
– пассивная жизненная позиция, неготовность учащихся и выпускников выбирать, принимать самостоятельные решения, нести ответственность за свои действия;
– отсутствие у учащейся молодежи навыков самоопределения, планирования жизненного и профессионального пути;
– низкая информированность обучающихся о потребностях и перспективах развития рынка труда, о требованиях работодателей к молодым специалистам, о реальных условиях будущей работы;
– разобщенность и несогласованность действий социальных партнеров на рынке труда и образования;
– фрагментарность и бессистемность информационной поддержки пространства жизненного и профессионального выбора учащихся;
– закрепившиеся в общественном сознании установки и стереотипы о «непрестижных профессиях» и «престижных вузах».
Все это говорит об острой необходимости активного внедрения в практику всех участников образовательного процесса (начиная от самих детей, заканчивая управлениями образования) эффективных инструментов самоопределения подростков и молодых людей, которые, в свою очередь, повысят эффективность планирования рынка занятости и обеспечат высокий профессиональный и сознательный уровень будущих специалистов.
Концепция самоопределения вообще, и профессионального самоопределения как его важной составляющей, уходит корнями в такие базовые духовные принципы как истинность творческой природы человека и свобода выбора, влекущая за собой ответственность за свой выбор. Видимо поэтому для российской системы образования, экономики, государства, и общества, несмотря на все изменения все еще не вышедшие из парадигмы «бытие определяет сознание», термин «профессиональное самоопределение» звучит пока не привычно, и сознание стремится подменить его более понятным «профориентация». Важно понимать, что профориентация является только частью процесса профессионального самоопределения. Основу его составляют такие навыки, как самопознание, понимание своих ценностей и приоритетов и умение организовать свою жизнедеятельность в соответствие с ними, активная жизненная позиция. Многие взрослые, осознав это, приходят к выводу, что не владеют навыками самоопределения. Как же тогда передавать их детям?
Профессиональное и социальное самоопределение
Международный молодежный Форум по профессиональному самоопределению «Мы сами!», который состоится 16 – 18 октября в подмосковном пансионате «Звенигородский» Российской Академии наук, создан в ответ на острую потребность экономики нашей страны в воспитании нового поколения профессионалов в самых разных отраслях народного хозяйства, обладающих инновационным мышлением, высоким уровнем социальной ответственности и пониманием того, как личный успех зависит от результатов общего дела.
Профессиональное и социальное самоопределение молодежи играет в решении этой задачи одну из важнейших ролей, поскольку именно свободный, продуманный и ответственный выбор профессии – это то, что предопределяет эффективность дальнейшей деятельности человека. При этом профессиональный и структурный подход к профессиональному самоопределению молодых людей, к сожалению, пока не стал регулярной практикой ни в школах, ни в семьях.
Форум «Мы сами!» призван помочь молодежи сделать продуманный выбор. Это «уникальная коммуникационно-образовательная среда», которая объединяет все заинтересованные стороны – школьников и молодых людей, их родителей, преподавателей и директоров школ, представителей ВУЗов и компаний-работодателей, признанных мастеров различных профессий, представителей профильных государственных и общественных структур – для широкого внедрения в повседневную практику эффективных инструментов профессионального и социального самоопределения молодежи.
– Выявление творческого начала у каждого ребенка, который станет участником программы – это важное отличие нашей программы от других, цель которых отобрать наиболее талантливых и поддержать их дальнейшее развитие,– рассказывает Анна Цепляева, руководитель образовательного центра «Занято», руководитель проекта «Международный молодежный форум по профессиональному самоопределению «Мы Сами!». – Мы в наших программах делаем упор на то, что творчески одаренным, талантливым изначально является абсолютно каждый ребенок и подросток. И главная задача профессионального самоопределения – выявить истинный талант этого человека и помочь ему найти свое русло».
Главные задачи, требующие немедленного решения, заключаются в широком распространении и популяризации принципов, методов и практики самоопределения, создании открытой информационной среды для обмена, практикой, выявления проблем и ожиданий, поддержки энтузиастов, создания профильной «базы знаний». Кроме того, привлечение к проблеме всех «заинтересованных сторон»: семью, школу, государство, науку, бизнес и взаимодействие с ними.
– Для решения этих задач создается целый комплекс инструментов, направленный на создание стимулов к приобретению практики самоопределения; среды, способствующей развитию навыков и практики; инструментов взаимной интеграции принципов и практики профессионального самоопределения в образование, науку, экономику; информационного обмена, – комментирует Наталья Ямолдинова, Директор организационного комитета Форума «Мы Сами!». – Помимо Форума – центрального мероприятия в годовом цикле, во время которого обсуждаются и выявляются приоритетные направления действий, мы создаем также два всероссийских конкурса: «Конкурс педагогических методик в области самоопределения» и «Конкурс школьных проектов по самоопределению». Их основная цель дать возможность ребенку пройти полный цикл: от первой попытки самосознания, до реализации своих идей в конкретном проекте. Одна из стратегически приоритетных задач – это создание региональных отделений, которые будут внедрять инструменты, опираясь на понимание проблем и возможностей конкретного региона. В 2010 году будут организованы несколько летних и зимних проектных лагерей для школьников и серия весенних региональных конференций по самоопределению для школьников и студентов.
«Мы сами!»
Коммуникационно-образовательный формат Молодежного международного форума по профессиональному самоопределению включает в себя четыре взаимно интегрированных уровня:
– предметный: практическое ознакомление с профессиями на семинарах, мастер-классах;
– социальный: ознакомление с ВУЗами, подготовительными курсами, УПК, грантодающими организациями и стипендиальными программами; общение с известными представителями профессий; коммуникационные семинары и тренинги;
– антропологический: возможность тестирования и экспертной оценки наклонностей ребенка, самостоятельная оценка ребенком своих способностей и наклонностей;
– мотивационный: «вдохновение» от известных профессионалов; обмен мнениями с ровесниками; социальные игры и совместный досуг.
Во время мастер-классов Форума школьникам и студентам колледжей смогут получить подробную информацию о 36 профессиях (среди которых такие как «инженер-исследователь в области лазерной оптики», «менеджер в области нано технологий», «социальный педагог», «агроном», «кардиохирург» и т. д.) от признанных профессионалов своего дела.
Специальное направление Форума включает в себя серии рабочих сессий и круглых столов с участием государственных чиновников в сфере образования, Депутатов Государственной Думы, членов Федерального собрания, руководителей общеобразовательных средних, средне-специальных и высших учебных заведений, академиков РАО, разработчиков методик самоопределения, представителей общественных и коммерческих организаций, заинтересованных в широком внедрении практики профессионального самоопределения среди учащихся старших классов.
|