|
|
|
||||||||
Немного истории Автор: Наталья Мерникова ...С 1804 г. вся деятельность университетов регулировалась законодательными актами - уставами. В них отражались отношения, сложившиеся между правительством и интеллигенцией, а также степень вмешательства властей в университетскую жизнь. В разные периоды степень этого вмешательства была различной. ...Период "разрешенной свободы" начала века сменился ограничениями университетской автономии в 20-х гг., а уставом 1835 г. автономия была отменена вовсе. Студенты были обязаны соблюдать устав, им запрещалось участвовать в тайных кружках, а в разрешенные законом общества они могли вступать только с позволения учебного начальства. Император Николай I считал, что цель воспитания - чтобы учащиеся "помнили свое звание и не имели бы мыслей выше оного". Учебных заведений коснулись реформы в царствование Александра II. Устав 1863 г. восстановил автономию университетов, отменил форменную одежду. Академик М.М. Богословский вспоминал, что в 60-е гг. XIX века "...студенты, уже без формы, в статском, разгуливали по бульварам с такими длинными волосами, что любой диакон мог им позавидовать; рядом с косматыми студентами появились - это было уже совершенною новостью - стриженые девицы в синих очках и коротких платьях темного цвета. Чувство пиетета к Московскому университету было присуще большинству юношей, вступавших в него... Я не могу не быть благодарным университету за то, что он мне дал в научном и общественном направлениях, дал всей своей совокупностью, лекциями профессоров, их личным влиянием, чтением, общей атмосферой, которой дышалось в стенах прежнего университета, и общением с товарищами". ... "...Тогдашнее студенчество делилось на множество кружков, но совершенно без определенной организации и представительства... Столкновения между отдельными студентами или целой группой их бывали у членов инспекции. Но они не принимали такого острого характера, как в конце 70-х и начале 80-х годов. Студенты в шестидесятых годах были менее требовательны в отношении своих академических прав". ... Успехи в учебе часто зависели не только от усердия, но и от материального положения студентов. Раз в полгода студенты должны были платить за учебу и отдельно за прослушивание лекций и сдачу экзаменов. Примерно 15% студентов учились бесплатно, а около половины получали разного рода стипендии, льготы, пособия от казны, различных обществ и частных лиц. Государственные стипендии назначались на один год студентам, которые этого заслуживали "по своим успехам и поведению". Такие стипендиаты по окончании университета должны были отработать на государственной службе полтора года за каждый год получения денежной помощи. ... Студенты слушали лекции по обязательным и факультативным (выбранным по желанию) дисциплинам. На семинарах обсуждались предложенные преподавателем темы, готовились и защищались рефераты. Итоги учебы ежегодно подводились на курсовых экзаменах, а при окончании университета - на государственных. Выпускники в зависимости от успехов удостаивались дипломов I или II степени. На государственной службе это позволяло им получить чин 10-го или 12-го класса Табели о рангах. ... Правовое положение университетской молодежи соответствовало правовому состоянию общества в тогдашней России. Устав рассматривал студентов как "отдельных посетителей университета" и не допускал никаких коллективных действий, в том числе и создания касс взаимопомощи, библиотек, читален. Запрещались землячества - традиционные объединения учащихся, выходцев из одной местности или выпускников одного учебного заведения. Администрация вмешивалась в частную жизнь студентов. Они, например, не имели права "без дозволения начальства" покидать место учебы, вступать в брак. Существовала постоянная угроза наказания - заключение в карцер. ... А потому "...1870 год прошел в студенчестве не так тихо и спокойно, как предшествовавшие. В отдельных студенческих кружках усилилось зародившееся еще раньше брожение политического характера. Это было лишь началом тех бурь, которые впоследствии разразились среди московского студенчества, приняв гораздо более острый характер и приблизившись по направлению к общему движению. В кружках уже говорилось о необходимости сближения с народом, о том, что надо "идти в народ" с целью помощи ему духовной и материальной, развития его, пробуждения в нем сознания человеческих и гражданских прав. Но не все студенческие кружки увлекались вопросами политического или народнического характера; во многих из них преобладали интересы научно-литературные, философские и, наконец, интересы текущего дня, а именно обсуждались и комментировались только что введенные и ожидавшиеся еще реформы, дебатировались вызываемые ими практические вопросы...". ... В 1870 - 1890 гг. масса студенчества, в особенности приезжего в столицу из провинции, ютилась по комнатам, нанимаемым у квартирных хозяек в местности Патриаршего пруда, Большой и Малой Бронной, Большого и Малого Козихинских переулков, между Спиридоновкой и Тверской. Местность эта носила тогда название Латинского квартала в подражание парижскому кварталу, где сосредоточены высшие учебные заведения. Здесь можно было часто встретить студентов, в 70-х годах - в широкополых шляпах, с длинными волосами, с пледом на плечах, восполнявшим недостаток тепла от носимого зимою осеннего пальто, и непременно с толстенною дубиною в руках. С половины 80-х и в 90-е годы - в форменных сюртуках или тужурках, в фуражках с синими околышами. По вечерам и до поздней ночи эти улицы оглашались веселыми студенческими песнями загулявшего юношества, возвращавшегося из пивных и приспособленных к студенческим потребностям небольших ресторанчиков по Тверскому бульвару. ... На рубеже XIX - XX вв. более половины учащихся высшей школы относились к числу "недостаточных": их месячный бюджет не достигал прожиточного минимума в 20 - 30 рублей (в зависимости от города). Поэтому им приходилось одновременно и учиться, и добывать средства к существованию. В газетах часто можно было видеть объявления с просьбой дать "голодному студенту самый скромный заработок". Молодые люди занимались репетиторством, переводами, стенографированием, сочинительством, служили в больницах, на государственных и частных предприятиях. Все это мешало учебе. Необеспеченность - основная причина отчисления студентов из учебных заведений.
| ||||
|
|