Главная страница > Статьи > Женщины и карьера. Европа и Россия




 


 





 

 

 

 

 







Новые статьи

Женщины и карьера. Европа и Россия

Автор: Ирина Андреева, аналитическое исследование журнала Карьера

Похоже, что девушки и женщины Европы сегодня больше, чем когда-либо, готовы занимать лидирующие позиции в бизнесе, торговле, индустрии сервиса. Об этом говорят результаты опроса более 5000 кандидаток.

Одновременно с этим очевидно, что женщины меньше, чем мужчины, готовы жертвовать традиционными ценностями во имя карьеры: временем, отношениями, семьей. Они хотят достичь вершины - но на своих условиях. И компании начинают понимать все преимущества подобной работы. Идет сдвиг от присутствия к результату, компаниям становится очевидно, что сбалансированный график работы женщин приводит к большей продуктивности и лучшим результатам. Четырехдневный рабочий день становится все более частым явлением, причем не только в творческих специальностях вроде маркетинга и PR, но и в финансовом секторе, консалтинге и других традиционно длинночасовых секторах.

Однако это все еще относительно новое и не слишком распространенное явление - во многом просто потому, что женщины, мечтающие о гибком рабочем графике, иногда просто не решаются поднять это вопрос с руководством. Часто это происходит из-за того, что сами менеджеры, принимающие решения о количестве рабочих часов в неделю, не готовы к обсуждению, их первая реакция - страх того эффекта, который свободный график может иметь на отлаженном процессе работы. Однако это взаимовыгодный формат сотрудничества, поэтому обеим сторонам надо быть готовыми к диалогу. Если руководитель говорит Ок, давай попробуем, женщина-сотрудник в благодарность будет максимально эффективна в свои четыре рабочие дня. Работодатели с подобных подходом имеют, как правило, высокий уровень доверия, лояльности и уважения со стороны своих сотрудников.

Великобритания по-прежнему отстает от многих стран, когда речь заходит о продвижении женщин на старшие руководящие посты, - говорит Линда Брауэр, представитель международной группы по развитию карьеры QS, компании-организатора серии форумов Women in Leadership. Исследование Egon Zehnder и Европейского профессионального женского сообщества показало, что в советах директоров британских компаний женщины занимают лишь 15%. Для сравнения в Швеции этот показатель равен 20%, в Норвегии - 22%. Мы стремимся изменить эту ситуацию, давая возможность молодым амбициозным девушкам пообщаться напрямую с консультантами по развитию карьеры и представителями ведущих работодателей страны. Эти форумы позволяют обеим сторонам, и корпоративным рекрутерам, и кандидаткам, увидеть, какие возможности открываются перед ними при правильном отношении к этой проблеме.

Несмотря на то, что в Европе вообще и в Великобритании в частности, мероприятия, связанные с развитием карьеры для женщин, проводятся все чаще и чаще, а в средствах массовой информации эта тема освещается с завидной регулярностью, многие молодые профессионалы по-прежнему не считают, что бизнес предоставляет равные возможности мужчинам и женщинам.

Так, по результатам опроса участниц форумов Women in Leadership, только 29% респондентов считают, что работодатели обеспечивают достаточную поддержку работающим девушкам и лишь 21% верит в то, что женщины имеют равные с мужчинами шансы построить карьеру. 78% девушек уверены, что мужчины получают более высокую зарплату, чем женщины, выполняющие ту же работу. Половина опрошенных посетителей форумов признает, что шансы получить продвижение при прочих равных у мужчин выше, чем у девушек. В ответ на просьбу сформулировать возможные механизмы повышения эффективности женщин на работе и раскрытия полного потенциала каждой бизнес-леди, 37% назвали гибкий рабочий график. Также среди основных условий были названы: менторинг - 24%, официальные карьерные паузы - 21% и 19% респонденток указали ужесточение анти-дискриминационного законодательства.

Какова же ситуация в России? У многих российских HRов вопрос о каких-то особенных возможностях развития карьеры женщин вызвал недоумение. Если тема Women in Leadership западному уху кажется привычной, то здесь она воспринимается несколько странно.

Традиционно женщины в нашей стране весьма активны, но, как правило, в малом и среднем бизнесе. В крупных корпорациях пока что доля девушек на топ-позициях существенно ниже, чем мужчин. Но вот говорить о каких-то отдельных областях, где девушки чувствовали бы себя более или менее комфортно, не приходится. По мнению Елены Биренберг, специалиста компании Pynes & Moerner, в нашей стране дискриминация, как и эмансипация, пошла другими тропами. На сегодня нет никаких очевидных тенденций увеличения или уменьшения занятости женщин в какой-либо области. Работодатели ищут в первую очередь профессионалов, а гендерная принадлежность волнует их в последнюю очередь. Есть, разумеется, отрасли (металлургия, например), где женщин традиционно мало и будет мало по вполне понятным причинам - связанным, в первую очередь, с условиями труда. При этом ни сама Елена, ни кто-либо из ее коллег-консультантов не смогли вспомнить примера, чтобы женщине на аналогичной должности предложили более бедный компенсационный пакет, чем мужчине.

Это одна сторона медали. С другой стороны, если посмотреть на сайты российских компаний, занимающихся поиском персонала, в разделе Требования к кандидату с завидной регулярностью встречается поле Пол. И с такой же регулярностью встречается в описаниях вакансий фраза Мужчина с образованием и опытом работы. При формировании некоторых отделов перед многими руководителям часто встает вопрос сбалансирования коллектива: как правило, линейные менеджеры - 90% девушки, топ-менеджеры - 90% мужчины. Сами работодатели признают, что часто кандидатки, приходящие на интервью, оказываются сильнее кандитатов. Несмотря на это, предпочтение отдается мужчинам исключительно для гармонии коллектива.

Таким образом, можно выделить следующие особенности рекрутинга женщин на российском рынке: -на линейных позициях в большинстве отраслей присутствует больше женщин, чем мужчин; -на средних позициях соотношение полов примерно выравнивается; -руководящие позиции C-уровня (CEO, CFO и прочие Chiefs) по-прежнему за мужчинами.

Что интересно, позиция многих женщин-руководителей из компаний, работающих в белую, не только с хорошими зарплатами, но и достойными социальными пакетами, в отношении найма девушек может быть весьма жесткой: Моложе 25? Замужем? Детей еще нет? Спасибо, следующий. Как поясняет один из финансовых директоров крупной телекоммуникационной компании, как правило такие барышни - первые кандидатки на вылет из обоймы после года работы, как только появляется возможность расчитывать на поддержку во время отпуска по беременности и уходу за ребенком.

Большинство топ-менеджеров, принимающих решения о найме персонала среднего и высшего звена, а также о продвижении сотрудников внутри компании, сходятся во мнении, что нынешним российским бизнес-леди не хватает навыков планирования. Планирования карьеры и личной жизни - как правило, именно эти два пункта оказываются камнем преткновения при выборе между двумя резюме: женским и мужским. Однако изменения в лучшую сторону происходят, и не только в России. Так, например, международные выставки World MBA Tour в общей сложности посетило 20.470 женщин. Девушки, посещающие выставки, в среднем моложе мужчин - более половины из них еще не достигли 28 лет. Однако даже после получения степени МВА женщины ориентируются на более низкие зарплаты, чем мужчины: только 42% девушек планируют зарабатывать более $75.000, при 57% у мужчин. И лишь 20% представительниц прекрасной половины ожидают получать в год более $100.000 после выпуска из бизнес-школы. Мужчины?.. Более 33%!

Возможно, эта разница в ожиданиях объясняется тем, что женщины планируют работать более короткие часы, чем мужчины. Только 45% респонденток собираются работать более 50 часов в неделю, по сравнению с 60% у мужчин. Одновременно это может быть связано с тем, что большинство мужчин ориентируются на более высокооплачиваемые сектора, чем девушки. В рознице, медиа и на потребительском рынке планируют работать 38% девушек против 27% мужчин.

Однако при сравнении долгосрочных карьерных целей (перспектива на 10 лет), женщины оказываются не менее амбициозными, чем мужчины.

По мнению Зои Зайцевой, менеджера по развитию бизнеса компании QS, процесс развития карьеры в России отличается от Европы. С одной стороны, возможностей очень много, но до определенного уровня. Как правило, по достижении определенного уровня девушкам приходится работать и доказывать окружающим свою состоятельность в два раза более активнее, чем мужчинам. С другой стороны, во многом это вина самих девушек - слишком многие из них действительно не планируют свою карьеру, время рождения детей. Именно поэтому семинары и тренинги, которые проходят в Европе в рамках карьерных форумов Women in Leadership, всегда пользуются большой популярностью. Темы, на которые собираются большие аудитории молодых девушек, следующие: Выбор первой работы, Профессиональные сообщества и связи как инструмент развития карьеры, Развитие лидерских качеств, Переговоры и позиционирование и многие другие. 10 апреля года карьерный форум, посвященный девушкам в бизнесе, приезжает в Москву уже во второй раз. Более подробную информацию о мероприятии можно получить на сайте форума Компании, участвующие в мероприятии, ожидают встретить в Москве замотивированное и энергичное поколение молодых девушек-менеджеров, способных составить сильный кадровый потенциал. HP, Ernst & Young, Nike, L´Oreal, PWC и другие готовы предоставить максимум информации о возможностях роста в своих компаниях и ответить на вопросы отобранных кандидаток, приглашенных к участию.

QS is the leading international network for top careers and education.
We link graduate, MBA and executive communities around the world with recruiters and education providers through websites, publications, selection services and events, both physical and virtual.

The company was founded in 1990 by Wharton MBA, Nunzio Quacquarelli with offices in London and the US. Fellow director Matt Symonds and the Paris team joined in 1994. Today, QS operates globally from offices in: London, Paris, Singapore, Beijing, Tokyo, Sydney and Washington DC. Our original enterprise as researchers and publishers of graduate guides continues, to which we have added information events for university and business school applicants and other products for the education sector.

The product brands of the company are: QS TOPGRADUATE, QS TOPMBA,
QS TOPEXECED and QS GLOBAL-WORKPLACE. Together they support individuals throughout their career paths.

QS delivers its products and services through five key areas:

Education - offers our communities access to the world’s best post-graduate education and MBA/executive course providers, online through the websites: topgraduate.com, topmba.com and topexeced.com; in print with the publications: Top Grad School Guide,
TopMBA Career Guide and Top ExecEd Guide, and with events through our global information programmes: the World Grad School Tour, World MBA Tour , and the ExecMBA Villages.


Careers - connects high-calibre graduates, MBAs and executives with major recruiters on five continents, through the web-based platforms: Top Career Forums, TopMBA Careers and Global-Workplace, and through our publications: TopMBA Career Guide, Top Graduate and Top Graduate Technical.

Ключевые слова статьи: женщины, карьера, Европа, Россия, бизнес, карьерные предпочтения, мужчины, заработная плата, опрос, статистика, топ-менеджмент, education sector, publications, selection services and events, both physical and virtual




   
© 2002-2024
Планета образования
www.planetaedu.ru
Ваши предложения мы ждем по электронной почте
webmaster@planetaedu.ru
и по телефону: +7 (495) 545 63 67
Размещение рекламы
info@planetaedu.ru
Телефон: +7 (495) 545 63 67
Renew Design Сделано в Renew