|
|
|
||||||||
Художественная литература как инструмент развития личности ребенка Сейчас очень многие говорят о раннем развитии детей. О том, что начинать «формировать личность» ребенка можно чуть ли не с первого месяца жизни. Отсюда – огромное количество авторских развивающих программ, центров раннего развития, подробных иллюстрированных руководств для родителей и воспитателей, посвященных вопросу взращивания маленьких гениев. Специализированные компании предлагают купить стенды для детского сада с возможностью интерактивного взаимодействия, наглядные пособия и другие инструменты эффективного представления информации. Но, увлекшись техническими новшествами, так легко забыть о таком простом и невероятно действенном методе воспитания нравственных и умственных качеств, как художественная литература. О важности роли литературы в процессе становления личности, о важности приобщения детей с самого раннего возраста к красоте родной речи говорили К.Д. Ушинский, Е.А. Флерина, Л.С. Выготский и многие другие психологи, лингвисты, педагоги. Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. В ярких и красочных образах литература открывает ребенку удивительный мир природы и закономерности жизни общества, всю палитру человеческих чувств и сложностей. Развивается образное, художественное, абстрактное мышление, ребенок учится выражать свои мысли. К тому же качественная художественная литература обеспечивает развитие речи на том уровне, какой не могут обеспечить никакие другие инструменты, приспособления и пособия. А ведь именно грамотная, связная и красивая речь является одним из признаков гармоничной, сложившейся личности. Приобщать малыша к художественному слову можно начинать с самого раннего возраста. Конечно, не стоит читать ребенку «Войну и мир» (многие произведения русской классики и взрослый-то не всякий может осилить); выберите что-то максимально соответствующее уровню его развития и восприятия. В программу обязательно нужно включить литературу разных жанров, поскольку каждый из них имеет свое, особое воздействие на личность ребенка. 1. Рассказы дают понимание красоты лаконичного и точного слога. 2. Поэзия развивает образность речи, музыкальность и чувство ритма. 3. Народные сказки представляют собой настоящую сокровищницу родной речи, показывают меткость, выразительность, образность языка. Конечно, немаловажна в этом процессе и роль учителя (воспитателя). Дети дошкольного возраста в большинстве своем еще не могут полноценно читать сами – они слушатели, а не читатели. А потому художественное произведение могут воспринимать только через призму чтения. И от того, насколько выразительно, насколько эмоционально педагог будет преподносить этот бесценный учебный материал, зависит и то, какое влияние окажет художественное слово на личность ребенка. Литература – действительно мощный воспитательный инструмент. Но работает он только в умелых руках, и потому зачастую уступает место более универсальным методикам, которые не требуют приложения собственных переживаний и чувств воспитателя. | ||||
|
|