|
|
|
||||||||
|
Рейтинг лучших вузов России – 2017 Автор: RAEX (Эксперт РА) По материалам сайта: https://raexpert.ru/ Рейтинг лучших вузов России – 2017РезюмеРейтинговое агентство RAEX (Эксперт РА) составило шестой ежегодный рейтинг вузов России. Агентство является первой в России и четвертой в мире организацией, чьи рейтинги вузов успешно прошли международный аудит IREG Observatory. В тройке призеров рейтинга уже три года наблюдается стабильность: первое место традиционно занимает МГУ им. М. В. Ломоносова, за ним следуют МФТИ и НИЯУ МИФИ. Наибольшего прогресса российские вузы достигли в области научных публикаций, индексируемых в зарубежных наукометрических базах: за год количество публикаций на сотрудника увеличилось на 44%, а количество цитирований на сотрудника – на 66%. Наибольшего продвижения в рейтинге достигли вузы, фокусирующиеся на подготовке экономистов и менеджеров. Спрос абитуриентов устойчиво смещен в сторону ведущих экономических вузов, а их выпускники через год после окончания обучения зарабатывают на 28% больше, чем выпускники других университетов из топ-30 рейтинга RAEX. Укрупнения за счет слияний / поглощений наносят урон сильным вузам, поскольку уровень материально-технического и кадрового обеспечения присоединяемых вузов, как правило, сравнительно невысок. У большинства вузов, вовлеченных в процессы объединения, позиции в рейтинге 2017 года снизились. Рейтинг вузов России: ключевые цифры и фактыШестой ежегодный рейтинг вузов RAEX (Эксперт РА) зафиксировал заметный рост позиций экономических вузов и снижение конкурентоспособности вузов, находящихся в процессе укрупнения. Рейтинговое агентство RAEX (Эксперт РА) составило шестой ежегодный рейтинг вузов России (см. таблицу 1). При подготовке рейтинга использовались статистические показатели, а также результаты опросов среди 30 тыс. респондентов: работодателей, представителей академических и научных кругов, студентов и выпускников. Тройка лидеров рейтинга в 2017 году не претерпела изменений по сравнению с прошлым годом: первое место традиционно занял МГУ им. М. В. Ломоносова, призерами также стали МФТИ и НИЯУ МИФИ. Победители рейтинга стабильно входят в число лучших вузов по условиям для получения качественного образования (см. таблицу 2) и востребованности выпускников работодателями (см. таблицу 3). Кроме того, МГУ, МФТИ и МИФИ второй год подряд демонстрируют наивысший уровень научно-исследовательской деятельности среди всех российских вузов (см. таблицу 4). Наиболее заметные изменения в топ-10 рейтинга – рост МГИМО (5-е место против 7-го в 2016 году) и снижение позиций МГТУ им. Н. Э. Баумана (7-е место против 4-го в 2016 году). МГИМО демонстрирует устойчивый рост в рейтинге уже несколько лет подряд. По условиям для получения качественного образования вуз опережает всех конкурентов, за исключением МГУ им. М. В. Ломоносова. Обеспеченность студентов преподавателями в МГИМО в полтора раза выше, чем в среднем по топ-20 рейтинга (13,9 против 9,5 в расчете на 100 студентов). МГИМО – лидер по привлекательности для абитуриентов: здесь самый высокий ЕГЭ для бюджетников (95,3 балла) и самое дорогое платное обучение – 463 тыс. рублей в год. В этом году улучшилась оценка вуза по уровню востребованности выпускников работодателями. На это повлияли высокий платежеспособный спрос на дополнительные профессиональные программы, а также улучшение оценки качества карьеры выпускников (по новому критерию, оценивающему средний уровень зарплат выпускников, МГИМО вошел в топ-10 вузов с показателем 62,4 тыс. рублей). По двум обозначенным параметрам МГИМО опередил многих конкурентов, в том числе МГТУ им. Н. Э. Баумана. На отрицательную динамику «Бауманки» в рейтинге также повлияли показатели международной интеграции и цитируемости научных публикаций, активно наращиваемые сейчас участниками программы повышения конкурентоспособности «5–100». К примеру, доля иностранных студентов в МГТУ им. Н. Э. Баумана снизилась, тогда как у конкурентов, расположившихся в рейтинге выше, она выросла. По темпам роста цитируемости научных публикаций вуз отстает от конкурентов: у МГТУ им. Н. Э. Баумана цитируемость в расчете на сотрудника увеличилась на 20%, тогда как в среднем по сотне лучших вузов России она выросла на 66%. Пятнадцать первых участников программы «5–100» по итогам составления рейтинга 2017 года показали разнонаправленную динамику по сравнению с 2016 годом. У семи из них места в рейтинге не изменились, у четырех вузов позиции снизились. Выросли в рейтинге Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, передвинувшийся с 11-го на 10-е место, Казанский (Приволжский) федеральный университет (с 17-го на 15-е место), НИТУ «МИСиС» (с 18-го на 17-е место) и Дальневосточный федеральный университет, прибавивший сразу три позиции и занявший 34-е место. Если отдельно рассмотреть деятельность участников «5–100» в научно-исследовательском разрезе, то успехи налицо: все места в первой десятке субрейтинга поделили вузы из «5–100» и национальные университеты (МГУ и СПбГУ, см. таблицу 4). В фокусе – научные публикации Результаты рейтинга 2017 года свидетельствуют: наибольшего прогресса российские вузы достигли в области научных публикаций, индексируемых в зарубежных наукометрических базах. Если по итогам рейтинга 2016 года на одного научно-педагогического работника топ-100 вузов России в среднем приходилось 0,20 публикации в год, то по итогам актуального рейтинга – уже 0,29 публикации. Еще более стремительная динамика наблюдается в области цитирования научных работ: среднегодовое количество цитирований на одного НПР выросло с 0,32 до 0,53. К слову, такого взрывного роста, как по цитированию, у вузов из топ-100 рейтинга RAEX не наблюдается более ни по одному измерению. Однако если отдельно оценить результаты участников программы «5–100» по публикациям и по цитированию, налицо расхождение динамики. Если количество публикаций выросло на 45% (в расчете на НПР), то цитирование в расчете на статью – всего на 16%. Это весьма симптоматично. Ведь для того чтобы публикация стала высоко цитируемой, необходимы вложения в качественно проведенное исследование. Но при этом по факту объем НИОКР у участников «5–100» за год практически не изменился (+0,1%, см. таблицу 5), а общий объем финансирования в расчете на студента и вовсе снизился на 11% (см. таблицу 6), то есть, иными словами, участие в наукометрической гонке не подкреплено достаточными средствами. В такой ситуации соблазн нарастить количество публикаций может отрицательно сказаться на их качестве. «Экономический» подъем В 2017 году впервые за все время составления образовательных рейтингов RAEX (Эксперт РА) синхронный рост в списке 100 лучших вузов продемонстрировали университеты, фокусирующиеся на подготовке экономистов и менеджеров. РАНХиГС передвинулся с 12-го на 11-е место, Финансовый университет улучшил позиции с 14-й до 13-й, РЭУ им. Г. В. Плеханова – с 25-й до 23-й, ВАВТ – с 30-й до 29-й. Такого единого положительного характера динамики экономических вузов ранее в рейтингах RAEX (Эксперт РА) не наблюдалось. Ключевым фактором расцвета экономических вузов стал рост преимущества перед конкурентами по двум группам показателей: «востребованность среди абитуриентов» и «качество карьеры выпускников». Спрос абитуриентов уже на протяжении долгих лет смещен в сторону экономических и менеджерских направлений, что позволяет соответствующим вузам традиционно побеждать в борьбе за абитуриента. К примеру, по итогам рейтинга 2017 года средний балл ЕГЭ бюджетников ведущих экономических вузов составил 85,3, тогда как даже у первых участников программы повышения конкурентоспособности «5–100» – 80,4. Что же касается платного приема, то здесь отрыв экономических вузов еще более существен: средняя стоимость обучения на первом курсе составляет 267 тыс. рублей против 149 тыс. рублей у вузов – участников проекта «5–100» первой волны. С учетом столичной прописки ведущих экономических вузов справедливости ради следует привести результаты их сравнения и с другими успешными московскими вузами из топ-30 рейтинга RAEX (Эксперт РА). И в этом случае картина наблюдается схожая: средний результат ЕГЭ (81,4) и стоимость обучения (194 тыс. рублей) оказались ниже, чем у топовых экономических вузов. В списке топ-10 самых дорогих вузов всего два технических университета – Горный университет и РГУ нефти и газа им. И. М. Губкина (см. график 1). Устойчивый рост интереса абитуриентов к сфере экономики и менеджмента главным образом связан с претензиями на карьерные достижения. И следует отметить, что эти ожидания небеспочвенны. Во-первых, уровень доходов выпускников экономических вузов из топ-30 рейтинга RAEX (Эксперт РА) на 28% выше, чем у других участников топ-30, – 66,3 тыс. рублей против 51,7 тыс. рублей (согласно данным мониторинга трудоустройства выпускников Минобрнауки РФ о среднем уровне месячной заработной платы граждан РФ в следующем году после окончания вуза). Если же рассуждать о дальнейших перспективах выпускников, то на фоне недавно опубликованных данных Минтруда РФ они выглядят, несомненно, радужными: самый высокий уровень зарплаты в 2016 году в России зафиксирован именно в финансовой сфере деятельности (78,3 тыс. рублей). Кроме того, согласно данным RAEX (Эксперт РА), Финансовый университет и РАНХиГС наряду с МГУ входят в топ-3 вузов, чьи выпускники наиболее широко представлены в топ-менеджменте крупнейших компаний России. Во-вторых, предпосылки для успешного трудоустройства менеджеров и экономистов создают и структурные изменения, наблюдаемые в экономике России на основании данных об отраслевом распределении выручки крупнейших бизнес-структур. Так, всего за четыре года доля банковского сектора в выручке крупнейших компаний России выросла на две трети: с 6,1% в 2011 году до 10,0%, согласно актуальным данным по объему реализации компаний из списка RAEX-600. При этом доля промышленности за аналогичный период сократилась на 8,7 п. п. – с 63,1 до 54,4%. Наконец, еще один аргумент в пользу экономического образования – это постепенно накапливаемый российскими вузами опыт в преподавании соответствующих дисциплин и проведении научных исследований. В начале 90-х в России, по сути, не было экономической науки в ее современном понимании. В то время экономические вузы России выступали в роли учеников – приглашали зарубежных профессоров, направляли своих молодых специалистов учиться за границу. С тех пор достигнут серьезный прогресс в уровне преподавания и научных исследований в области экономики. Как результат – доверие к программам экономического образования в России постепенно увеличивается. Следует сделать оговорку, что обозначенные выводы справедливы для ведущих экономических вузов, но при этом не применимы к российской образовательной палитре в целом: как неоднократно отмечалось в исследованиях RAEX (Эксперт РА), в сфере «экономика и управление» разрыв между вузами-лидерами и вузами-середняками огромен. Кроме того, в публикуемом рейтинге анализируются головные вузы, при том что в филиалах образовательной организации уровень преподавания и научной деятельности может быть существенно ниже. И снова болезнь роста Анализ динамики положения вузов в рейтинге RAEX (Эксперт РА) позволяет сделать однозначный вывод: при присоединении к сильным вузам менее успешных образовательных организаций конкурентоспособность первых снижается. Иными словами, процессы укрупнения за счет слияний наносят урон сильным вузам. В частности, в течение последних нескольких лет из-за объединений с другими вузами в рейтингах RAEX (Эксперт РА) на время снижались позиции НИУ ВШЭ, Финансового университета, НИТУ «МИСиС». Такая динамика объяснима: она вызвана размыванием кадрового и финансового капитала, которое неизбежно в случае, когда к сильному вузу присоединяют вуз с более скромными показателями. Зачастую это может сопровождаться резким скачком численности студентов на фоне недостаточно высокого прироста материальной базы и кадров. В этом году наиболее яркой иллюстрацией влияния объединения на конкурентоспособность служит пример Самарского государственного аэрокосмического университета имени академика С. П. Королева. На протяжении четырех лет вуз исправно входил в топ-30 российских вузов, в частности, в 2016 году занял 26-е место. После присоединения к вузуСамарского государственного университета (занимал в рейтинге 76-е место) объединенный вуз в 2017 году занял лишь 31-е место, что на пять позиций ниже, чем результат аэрокосмического университета в прошлом году. Общее количество обучающихся в объединенном вузе резко выросло, тогда как финансирование осталось на прежнем уровне, в результате чего объем денежных средств, приходящихся на одного студента, рухнул в два раза. Объединение повлекло за собой серьезное падение и по ряду иных удельных критериев. К примеру, доля иностранных студентов снизилась с 5,5 до 4,8%, а доля зачисленных на первый курс «олимпиадников» – с 1,1 до 0,5%. Тенденция к снижению позиций вузов в рейтинге после укрупнения хорошо прослеживается на примере опорных университетов. Напомним, первые опорные университеты появились в России в 2016 году. По замыслу, они должны стать крупными научно-образовательными центрами, ориентированными на запросы региональной экономики и регионального рынка труда и препятствующими оттоку абитуриентов и молодых специалистов в более благополучные регионы. Одним из условий присвоения вузу статуса «опорный университет» было присоединение к нему другой образовательной организации. По итогам конкурса было отобрано 11 вузов, получивших вместе со статусом субсидии на реализацию программ развития в размере до 200 млн рублей. В апреле этого года список пополнили еще 22 вуза. В топ-100 рейтинга RAEX (Эксперт РА) 2017 года вошло только шесть опорных вузов первой волны. При этом большинство из них потеряло несколько позиций по сравнению с измерениями прошлого года. Главным образом в этом виноваты недостаточно высокий уровень присоединяемых вузов и проседание удельных показателей вследствие укрупнения. Показательны примеры снижения в рейтинге нефтегазовых вузов, ставших опорными. Тюменский государственный нефтегазовый университет, присоединивший Тюменский государственный архитектурно-строительный университет и сменивший название на Тюменский индустриальный университет, занял в рейтинге 2017 года 52-е место, при том что годом ранее нефтегазовый университет располагался значительно выше – на 38-м месте. В вузе отмечается падение показателя «количество ППС на 100 студентов» на 13,5%, сокращение на 8,5% финансирования в расчете на одного студента (с 199,8 тыс. рублей до 182,9 тыс. рублей), а также снижение ряда других удельных критериев. Уфимский государственный нефтяной технический университет, присоединивший Уфимский государственный университет экономики и сервиса, снизился на девять пунктов и занял 57-е место против 48-го годом ранее. Количество ППС на 100 студентов здесь сократилось на 7%, а средний результат ЕГЭ стал ниже на 0,94 балла, при том что в среднем по топ-100 вузов ЕГЭ вырос на 0,65 балла. Можно констатировать, что присвоение вузу статуса опорного университета после укрупнения приводит к ослаблению его позиций в рейтинге RAEX, по крайней мере в краткосрочной перспективе. При этом в будущем опорные вузы, которые должны стать центрами инновационного, технологического и социального развития регионов, имеют неплохие шансы располагаться в рейтингах значительно выше. Учитывая возложенную на них социальную ответственность (ведь именно они призваны сдержать отток интеллектуального потенциала из регионов в московские и санкт-петербургские вузы), государство вряд ли откажется от идеи поддержки развития таких образовательных центров в субъектах РФ. В таком случае при эффективном управлении опорные вузы имеют возможность со временем отыграть падение и повысить конкурентоспособность. Рейтинг «100 лучших вузов России»
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|