|
|
|
||||||||
<< Вернуться ко всем новостям На форуме вузов RAEX обсудили готовность университетов к технологическому прорыву 6 июня 2018 года в Москве состоялся VI Международный форум вузов «Глобальная конкурентоспособность», организованный рейтинговым агентством RAEX (РАЭКС-Аналитика). В мероприятии приняли участие руководители ведущих университетов, составители рейтингов, представители международной ассоциации IREG Observatory, академического и экспертного сообществ, компаний-работодателей. Лейтмотивом форума стало обсуждение возможности совмещения международной конкурентоспособности вузов с решением ими практических задач, стоящих перед страной. Среди основных тем для обсуждения – роль вузов в технологическом прорыве, повышение уровня образования в регионах, перспективные траектории развития специализированных вузов, качество подготовки педагогов и другие остро актуальные вопросы. В рамках форума были представлены итоги седьмого ежегодного рейтинга вузов RAEX. «Ведущие вузы страны из года в год доказывают свою конкурентоспособность: об этом свидетельствует тот факт, что состав первой двадцатки рейтинга практически не изменился, – отметил Алексей Ходырев, исполнительный директор направления «Рейтинги университетов» рейтингового агентства RAEX (РАЭКС-Аналитика). – При этом рейтинг зафиксировал моноцентричность высшей школы: 50% лучших вузов России сконцентрированы вcего в трех регионах, а это может нести угрозу развитию региональных экономик». Николай Кудрявцев, ректор Московского физико-технического института, затронул тему сбалансированности развития вузовской науки: «Что такое сильная вузовская наука? В нашем университете мы различаем лаборатории, которые в основном дают публикации, то есть занимаются фундаментальной наукой, и тех, кто дает меньше публикаций, но дает больше патентов и приносит ресурсы, получая гранты от промышленности. В Физтехе сейчас около 70% научного финансирования, которое резко увеличилось в последние четыре года, приходит от конкретных проектов промышленности. Есть некий баланс, который в каждом университете должен быть своим. Поэтому если мы говорим о публикациях, мы всегда имеем в виду какой-то сегмент науки, который не охватывает всю науку, есть еще прикладные исследования». Участники дискуссии отметили, что современное инженерное образование невозможно без решения студентом реальных практических задач. «Нужна тесная интеграция между индустрией и вузом в процессе подготовки кадров, который сегодня невозможен без практикоориентированности, – прокомментировал ректор МАИ Михаил Погосян. – В МАИ за 2017 год мы в полтора раза увеличили объем научно-исследовательских работ и вышли на уровень более 2 млрд [рублей]. В эту работу мы вовлекаем студентов. Кроме того, достаточно широко мы используем привлечение студентов к работе на предприятиях в процессе обучения. Цифровая трансформация приводит к тому, что предъявляются принципиально новые требования к специалистам». Ректор Южного федерального университета Марина Боровская подчеркнула важность консолидации усилий региональных вузов. «Анализируя результаты рейтинга, мы видим, что те региональные площадки, которые работают совместно с академическим сообществом, более сильны. Мы гордимся успехами московских и питерских вузов, но нам необходим региональный прорыв. Сегодня очень многое зависит не только от собственной активности, но еще и от социальной инфраструктуры. Студент отправляется не только в учебное заведение, но и на территорию, которая должна быть безопасной, стабильной и защищенной. Мы понимаем, что молодые люди будут сильно сомневаться, не принять ли решение в пользу Москвы или Санкт-Петербурга и тем самым выбрать еще и хорошие рейтинговые вузы. Поэтому наш тренд – укрепление социально-экономической инфраструктуры, возможность развития регионов». Ректор Государственного университета «Дубна» Дмитрий Фурсаев сделал акцент на важности плотного участия региональных вузов в решении локальных задач: «Есть ниши, которые никто кроме региональных университетов заполнить не может. Например, в городе существует только педагогический вуз, и рядом появляется крупная компания-работодатель, которая нуждается в кадрах. Они заключают соглашение, начинают лицензировать совсем не педагогическую специальность, возникают новые направления. Еще одна тенденция – это то, что в региональных вузах возник довольно большой блок профессионального образования. В Московской области пятая часть колледжей теперь находится в вузах. Педагогические вузы вдруг стали готовить специалистов среднего звена по совершенно непедагогическим специальностям. Это региональная специфика». Об особенностях отраслевых университетов говорил Андрей Волков, ректор Национального исследовательского Московского государственного строительного университета: «Отраслевое созидательное образование должно занимать достойное место при реализации модели опорных вузов. Стройка – это центральная тема развития регионов. Для себя мы приняли концепцию развития отраслевого университета как не просто строительного, а созидательного, с существенно более широкой областью профессиональной ответственности, не ограниченной этапом стройки, а распространяющейся на весь жизненный цикл – планирование, проектирование, создание и эффективное управление. Гармоничным будет создание и развитие целого ряда новых направлений подготовки, связанных с цифровыми технологиями, моделированием, безопасностью, материаловедением». «К счастью или к сожалению, время узкопрофессиональных вузов проходит, – заявил Михаил Эскиндаров, ректор Финансового университета при Правительстве РФ. – И мы должны реагировать на события, которые происходят у работодателей и на рынке, поэтому мы меняемся. Если говорить о подготовке кадров финансистов, то мы уже в большей степени сегодня занимаемся подготовкой, связанной с финтехом. Создаем новые программы и направления, в том числе совместно с другими ведущими вузами. У нас даже была попытка поглотить один неплохой технический университет, чтобы объединить техническую и гуманитарную подготовку. Попытка не удалась, но нам никто не мешает вернуться к этой идее, и если кто-то из вузов готов объединиться с нами, мы с удовольствием это сделаем. Меняется рынок, будем меняться и мы». «Трудно сказать, какие вузы будут востребованы через пять лет, все меняется, – отметил Вальдемар Сивински, вице-президент IREG Observatory on Academic Ranking and Excellence. – Это вопрос национальных политик, потому что в разных странах разные нужды. А рейтинги сегодня все чаще играют в мире роль инструмента, который помогает убедить население и власть в том, что нужно выделять деньги на высшее образование. Сегодня возрастает роль национальных рейтингов. Они существуют в большинстве стран и развиваются потому, что в рамках одной страны рейтинг можно составить более тщательно». Теги: Глобальная конкурентоспособность, VI Международный форум ведущих вузов, Многопрофильный университет , экспансия столичных вузов, руководители ведущих университетов России, представители профильных ведомств, члены международной ассоциации IREG Observatory, составители рейтингов, представители академического и экспертного сообщества, компаний-работодателей Как правильно выбрать школу для ребенка? Индивидуальное консультирование родителей Опубликовано: 09 июня 2018 | ||||
|
|