|
|
Ситуация в вузах или Что там происходит на самом деле?
- Весь форум > Холодная голова для научных открытий
Журнал Nature, одно из самых крупных и авторитетных изданий, пишущих о науке, утверждает, что сотрудники Института физико-химической биологии им. А.Н. Белозерского, входящего в структуру МГУ, получили предписание показывать свои работы перед публикацией сотрудникам ФСБ. Эту информацию подтверждают преподаватели географического факультета. По сути, речь идет о возвращении старой советской практики, когда публиковать в открытых источниках можно было только информацию, признанную компетентными товарищами «устаревшей» и «не важной». Если подобные правила действительно вернутся, то нашим ученым придется забыть о конкуренции с иностранными коллегами. Такие правила полностью противоречат тем принципам, на которых сейчас построено научное знание во всем мире.
Современная наука — высококонкурентная, интернациональная и глобальная отрасль интеллектуального производства. Ученые похожи на предпринимателей — не только в том смысле, что они вынуждены искать финансирование для своих проектов, но и потому, что каждый из них конкурирует на открытом рынке с сотнями своих коллег из разных стран мира. Здесь действует простое правило — кто первый опубликовал значимую в своей области статью, получает все, весь мир затем будет ссылаться именно на нее. Российские бюрократы от образования до сих пор говорят о необходимости повышения эффективности и конкурентоспособности российской науки, но эти разговоры в нынешней ситуации начинают напоминать «забалтывание модернизации». Попробуй посоревнуйся с европейскими или американскими коллегами, если судьбу твоей публикации будут определять люди в погонах.
ФСБ и прокуратура займутся пропагандой позитивных ценностей
В МГУ поспешили опровергнуть скандальную публикацию Nature. Проректор Андрей Федянин, физик по образованию и автор более 100 научных публикаций, с 2014 года — начальник управления научной политики и организации научных исследований, заявил, что никаких специальных согласований с ФСБ от ученых не требуется. Опровержение оказалось не слишком убедительным: к настоящему моменту мы имеем слова Федянина против слов ученых, процитированных Nature. Кроме того, проректор признал, что совещание на географическом факультете действительно имело место и ученых действительно просили согласовывать свои публикации с некоторой экспертной комиссией, которая проверяла бы «их новизну и возможности опубликования». Федянин утверждает, что такой порядок для сотрудников в МГУ существует десятки лет и представляет собой, по сути, институт внутреннего рецензирования.
Обязательное внутреннее рецензирование в большой бюрократической организации само по себе противоречит декларируемым ныне целям российской науки. По сложившейся в мире практике, исследователь автономен и отвечает за свои публикации репутацией в профессиональном сообществе. А институт рецензирования существует, но не у работодателя, с которым у исследователя есть контракт, а в независимой редакции научного журнала, куда ученый посылает свой препринт.
Даже если поверить Федянину, который утверждает, что это стандартный для МГУ способ предпечатной подготовки научных публикаций, вывод остается прежним. Ученые из МГУ проиграют конкуренцию своим коллегам, которых не заставляют тратить время на проведение публикаций через бессмысленные комиссии. Настораживает и еще одна деталь — для подобных комиссий, по утверждению Nature, тексты публикаций требуют переводить с английского на русский. Ученым, экспертам в своей области, это явно не понадобилось бы — а вот на русском читают совсем другие люди…
В публикации Nature напоминают о российском законе еще из 90-х, который устанавливает особый порядок научных публикаций, связанный с ядерными и военными технологиями. Новые тенденции в МГУ журнал связывает с указом президента Путина, который в мае расширил понятие государственной тайны. Мы тогда приняли этот указ на свой счет — дескать журналистам запрещают заниматься расследованиями гибели российских граждан в украинском конфликте. Оказалось, ударило и по ученым — по крайней мере, так это восприняли опрошенные представители академического сообщества.
В этом смысле показательна сама дискуссия, развернувшаяся по мотивам публикации Nature. Администраторы от науки и, в частности, представители Министерства образования говорят, что поводов для паники нету — в худшем случае речь идет о нескольких лишних бюрократических формальностей, к которым наши ученые и без того давно привычны. А вот ученые тревожным слухам из МГУ склонны вполне доверять. Ясно, что ситуация сейчас такова, что никто ничему не удивляется. ФСБ будет ловить в университете нерасторопных шпионов, рассказывающих Западу о наших открытиях? После всего, что случилось со страной за последние два года, морально мы уже готовы и к этому.
Россия совсем недавно начала осознавать, что изолированное от мира производство знаний, как это было в СССР в XX веке, больше не будет работать. Ученые из России стали частью мирового сообщества ученых. И вот теперь МГУ, борющийся за места в престижных западных рейтингах университетов, похоже, стреляет себе в ногу
Создано 23.10.2015 в 15:26, Ольга Иванова,
-
Холодная голова для научных открытий, Создано 23.10 в 15:26, Ольга Иванова
|